Анализ поэмы «Мцыри» (М. Лермонтов)

8Г класс. ДЗ по литературе (Лермонтов «Мцыри»)

1) Прочитайте:

1. статью учебника о Лермонтове (с.247 – 249);

2. поэму Лермонтова «Мцыри» (с.250 – 268)

3. опорный материал (ниже)

. «Мцыри». Развитие литературной традиции романтической поэмы.

Романтический герой и романтический конфликт.

Над поэмой «Мцыри» поэт начал работать в 1837 году.

Лермонтов был сослан царём на Кавказ. Из курса истории вам известно, что царское правительство вело длительную войну с горцами. Лермонтов воевал в самом отдалённом и опасном пункте Кавказской линии. Но не только воевал, он любовался горными пейзажами Кавказа, историей гордого горского народа.

При созерцании прекрасных горных видов Кавказа, его соборов и монастырей прошлое оживало в воображении Лермонтова. Впечатления от мцхетского собора отразились в поэме «Мцыри».

Прежде всего, обращает на себя внимание необычность названия поэмы. «Мцыри» в переводе с грузинского – неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак .

Мцыри – «естественный человек», живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.

В основе сюжета – реальная история о горском мальчике, привезённом в монастырь русским офицером и остававшемся в нём до конца своих дней. Лермонтов изменил концовку рассказа о судьбе монаха.

Главным героем поэмы Лермонтова делает умирающего юношу, который «мало жил, и жил в плену» . Всю жизнь (короткую, непродолжительную) он был охвачен тоской по воле, стремлением к свободе, которое было тем неудержимее, что он томился не просто в плену, а в монастыре – оплоте духовной несвободы (монахи (иноки) добровольно отреклись от всех радостей жизни). И хотя монахи жалели его, заботились о нём, существование в «хранительных стенах» монастыря оказалось для него невыносимым.


Сюжет и композиция

Поэма «Мцыри» - романтическое произведение. Сюжет ее прост: это история короткой жизни молодого юноши, послушника в грузинском монастыре. Привезенный тяжелобольным пленником в этот монастырь, он был оставлен на попечение монахам русским генералом. Выздоровев через некоторое время, постепенно «к плену он привык», «был окрещен святым отцом» и «уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет», как вдруг решился на побег в одну из ненастных осенних ночей. Пытаясь вернуться в родную страну, из которой был вырван совсем ребенком, Мцыри скитается в лесу три дня. Убив в битве барса, тяжело раненный, Мцыри был найден монахами «в степи без чувств» и возвращен в монастырь. Но сюжет поэмы составляют не эти внешние факты жизни главного героя, а его переживания.

Композиция произведения своеобразна: поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни героя и исповеди героя, причем порядок событий при изложении изменен.

Повествование начинается с небольшого вступления, где автор рисует вид заброшенного монастыря.

В небольшой 2-й главе рассказывается о прошлом Мцыри: как попал в монастырь, о том, что совершил побег и вскоре был найден умирающим.

Остальные 24 главы представляют собой монолог-исповедь героя. Мцыри рассказывает о тех «трех блаженных днях», которые он провел на воле, чернецу.

Форма исповеди позволяет автору раскрыть внутренний мир своего героя, ведь основная задача писателя не столько показать события жизни героя, сколько раскрыть его внутренний мир . Старик безмолвно слушает беглеца, и это позволяет читателю увидеть все происходящее с героем исключительно глазами самого героя.

В центре поэмы - образ несчастного юноши, попавшего в незнакомый и чуждый ему мир. Он не предназначен для монастырской жизни. В 3-й, 4-й и 5-й главах юноша говорит о своей жизни в монастыре и открывает душу: оказывается, смирение с неволей было кажущимся, а на самом деле он «знал одной лишь думы власть, Одну - но пламенную страсть: она, как червь», в нем жила, «Изгрызла душу и сожгла. Она мечты» его «звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах пря­чутся скалы, Где люди вольны, как орлы». Единственное его желание - быть свободным, познать жизнь со всеми ее радостями и печалями, любить, страдать.

В 6-й и 7-й главах беглец рассказывает о том, что он увидел «на воле». Мир величественной кавказской природы, открывшийся перед юношей, резко контрастирует с видом мрачного монастыря. Здесь герой настолько погружается в воспоминания, что забывает о себе, ничего не говорит о своих чувствах. То, какими словами он рисует картины природы, характеризует его как цельную, пламенную натуру:

С 8-й главы начинается повествование о трехдневном скитании. Последовательность событий уже не нарушается, читатель шаг за шагом двигается вместе с героем, переживает вместе с ним. Мцыри рассказывает о встрече с молодой грузинкой, о том, как сбился с пути, о битве с барсом.

Главы 25-я и 26-я - прощание Мцыри и его завещание. Поняв во время скитаний, что «на родину следа не проложить уж никогда», послушник готов умереть. Те три дня, которые он провел на воле, стали самым ярким воспоминанием в жизни юноши. Смерть для него - избавление от монастыря-тюрьмы. Един­ственное, о чем сожалеет герой, что его «труп холодный и немой Не будет тлеть в земле родной, Й повесть горьких мук» его «не призовет меж стен глухих Вни­манье скорбное ничье на имя темное» его. Поэтому он просит старца похоронить его в саду, откуда виден Кавказ. Его мысли даже перед смертью,- о Родине.


Все особенности сюжета и композиции поэмы «Мцыри» позволяют сосредоточить внимание читателя на характере главного героя.

Роль лирического монолога.

Монолог Мцыри носит характер исповеди . И это даже не монолог, а диалог-спор (хотя слов собеседника Мцыри мы не слышим ни разу).

О чём спорит юноша со своим духовником? Что отвергает? Что утверждает?

Этот спор – столкновение противоположных взглядов на жизнь, столкновение мировоззрений .

С одной стороны смирение, пассивность, боязнь потрясений, отказ от земных радостей и жалкие упования на рай небесный .

С другой стороны жажда бури, тревог, битвы, борьбы, страсть к свободе, глубоко поэтическое восприятие природы и красоты, протест против рабства духовного .

Что значит для Мцыри жить?

Что увидел Мцыри на воле?

Монолог, исповедь Мцыри не носит характер покаяния , меньше герой склонен говорить о греховности своих помыслов и дел, вымаливать за них прощение Всевышнего. Монолог Мцыри – это не исповедь в церковном смысле, а скорее всего проповедь свободы .

Защищая свои права на волю и счастье, он отрицает самые основы религиозной морали и монастырского существования . Не «кельи душные и молитвы» , а «чудный мир тревог и битв» , не одиночество в «сумрачных стенах» , а «отчизна, дом, друзья, родные» , общение с близкими и милыми людьми.

Помыслы Мцыри рвутся в страну отцов, край изобилия, роскошной, свободной природы, мудрых, гордых, воинственных людей , соединённых дружбой и боевым братством. Мысли и желания героя высоки и бескорыстны .

Атмосфера рабского смирения, самоуничижения и покорности чужда его пламенной, мятежной, пытливой натуре. Он хочет проникнуть в самую суть бытия .

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Пейзаж и его функции.

- Какой видит Мцыри природу на воле?

Мцыри в своём рассказе выбирает самые впечатляющие картины кавказской природы, помогающие понять его чувства и переживания в тот момент .

Юноша столкнулся не только с красотой окружающего мира, но и с ужасным и безобразным в нём, природа была не только благосклонна, но и безжалостна к нем у.

В начале поэмы природа изображается в ярких красках (глава 6 ). Природа (перед встречей с грузинкой – глава 11 ) напоена негой и предчувствием счастья, любви .

В конце его рассказа долина предстаёт как выжженная пустыня (глава 22 ) .

И всё же Мцыри утвердился в мысли, что мир прекрасен . Мощь и величие кавказской природы отвечали духовной силе героя, его свободолюбию и пламенному чувству.

Анализ эпизода «Встреча с барсом».

Каким мы видим Мцыри в этом бою?

Эпизод встречи с барсом – гимн силе, мужеству, сопротивлению враждебным обстоятельствам .

…с торжествующим врагом

он встретил смерть лицом к лицу,

как в битве следует бойцу?..

И эти строки не только о погибшем барсе. Ведь также гордо, «собрав остаток сил» , смело глядя смерти в лицо, умирает и сам Мцыри.

Чем эпизод «Бой с барсом» мог привлечь разных художников?

Рассматривание иллюстраций Константинова и Фаворского?

- Почему Белинский назвал Мцыри «любимым идеалом Лермонтова»?

Белинский говорил, что Мцыри – это любимый идеал Лермонтова , что это «отражение в поэзии тени его собственной личности» .

Тяжело юноше прощаться с жизнью. Горько обвиняет он себя в неспособности добиться желанной свободы . Болью отзываются в сердце читателей заключительные скорбные строки поэмы.

Но, физически сломленный («на мне печать свою тюрьма оставила…»), герой обнаруживает огромную силу духа, до последних мгновений остаётся он верен своему идеалу. Ему чужда всякая мысль о небесной гармонии:

Увы – за несколько минут

Между крутых и тёмных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Умирающий, но не покорённый , он является символом мужества и воли .

Поэма «Мцыри» воспевает красоту подвига во имя свободы, силу, которую придаёт личности целеустремлённость .

Смысл эпиграфа – восстание против судьбы, непокорность, защита естественных прав человека, который достоин свободы и счастья.

- Так о чём же эта поэма?

Значение поэмы более широкое (не только против религиозной морали, догмы).

Передовые люди, современники поэта, да и сам поэт, чувствовали себя в николаевской России, как в тюрьме, темнице. Отсюда мотивы узничества, которые слиты с мотивами тоски по воле, стремления к борьбе, свободе.

Смысл поэмы Лермонтова - в том, чтобы прославить могущество воли, мужество, мятеж и борьбу , к каким бы трагическим результатам они ни вели.

Какое чувство остаётся после чтения поэмы?

Ответьте на вопросы учебника (с. 268-269).

Бой Мцыри с барсом - это ключевой эпизод в поэме, кроме того, он наиболее известен и изучен. Сцена неоднократно иллюстрировалась художниками. Стоит вспомнить работы Н. Дубовского, О. Пастернака, а также гравюры, которые были выполнены Ф. Константиновым.

«Мцыри»: бой с барсом - анализ

Для литературоведов и критиков, изучавших данную поэму, анализ указанного эпизода имеет огромное значение. Бой Мцыри с барсом раскрывает основные черты характера героя, поэтому он является ключом для понимания произведения. В небольшой поэме интересующий нас эпизод занимает четыре строфы - с 16 по 19. Отводя столько места для него, а также размещая сцену в середине произведения, Михаил Юрьевич Лермонтов подчеркивает композиционно значимость эпизода.

Вначале описывается подробно барс. Важно заметить и то, что характеристика зверя дается героем без неприязни и страха, напротив, юноша Мцыри заворожен силой и красотой хищника. Автор использует много сравнений, говорит, что глаза барса светятся словно огни, шерсть отливается серебром. В темном лесу под лунным светом он напоминает ожившую сказку, одно из старинных преданий, возможно, рассказанных когда-то ребенку его сестрами и матерью.

Зверь

Рассматривая бой Мцыри с барсом, следует отметить, что хищник, подобно главному герою, наслаждается ночью, он весело играет. Все определения, относящиеся в поэме к зверю, описывают его как ребенка, которым он и является, ведь перед нами дитя природы. Барс символизирует мощь земли, для которой и животное, и человек - равнозначно необходимые элементы.

Битва

Оба участника битвы одинаково прекрасны, достойны жизни и свободны. Для Мцыри сражение с барсом - это проверка его сил, которые не находят в монастыре должного применения. «Рука судьбы» героя вела иным путем. Он привык себя считать слабым, пригодным лишь к постам и молитвам. Однако после победы над хищником, он с гордостью открывает в себе новые возможности. Благодаря множеству глаголов, указывающих на скорую смену действия, которые использует автор, можно целиком представить себе невероятно завораживающий бой Мцыри с барсом: насыщенный событиями и динамичный.

Настроение наиболее точно передано словами: «дернулся», «успел», «рванулся». На протяжении всей сцены тревога за главного героя не угасает. Однако Мцыри побеждает, преодолев не барса, а силы судьбы и природы, враждебно настроенные против юноши. Как бы темен ни был лес, герой не оставит свое желание о возвращении на родину.

П оэма «Мцыри» — одна из вершин поэтического наследия поэта М. Ю. Лермонтова. Поистине высокохудожественное, написанное в духе современного ему культурного направления «романтизм», оно явилось образцом самого читаемого поэтического текста, в котором через систему конкретных образов автор смог раскрыть не только свои личные переживания, но и идею всего произведения.

Сцена боя Мцыри с барсом – самая ключевая.

Даже по форме поэмы видно, что эта её часть особенная, что-то будет происходить, что повлияет на скорую развязку и неожиданный финал поэмы. Действительно, сцена представляет собой отдельную главу. Все действия Мцыри можно разделить на три основных этапа: подготовка к битве (как он ждал появления снежного барса), затем сама битва и её исход, закончившийся полной победой человека над животным.

Основной принцип подачи двух противоборствующих образов по Лермонтову – это принцип контракта. Однако, в чём-то барс и Мцыри похожи: оба беспринципны, сильны и готовы на всё в этой смертельной схватке.

Итак, сначала Мцыри терпеливо ждёт соперника. Барс – это хищный зверь, он таится и готовится напасть из засады. Но и Мцыри как будто бы примеряет на себя шкуру барса и на какое-то время превращается в животное, он пытается уловить те же инстинкты. Иными словами, чтобы выжить, ему нужно понять, как действует зверь, побывать в его шкуре.

Законы природы таковы, что идёт естественный отбор, выживает сильнейший, но чтобы такой исход состоялся, непременно должна состояться схватка. А перед ней необходимо бросить друг другу вызов. После такого ритуала Мцыри и барс сцепляются в схватке.

Далее поэт образно описывает саму сцену поединка, в котором отдаёт дань храбрости каждого из дерущихся. Но сила Мцыри – не в звериной ненависти и инстинкте получения добычи, а в смелости и упорстве. Именно поэтому он способен победить.

Метафора описанного поединка заключается в том, что Мцыри боролся не с диким животным, а с самим собой, скорее со своим внутренним миром. Истинный романтический герой Мцыри показа, на что он способен, в его образе отразились все типичные черты романтического персонажа – жизнелюбие и упорство, неукротимость и жажда победы. Превосходство над диким зверем – это превосходство над самим собой. Теперь его душа свободна в выборе своих желаний, в проявлении эмоций в адекватности восприятия жизни и других жизненных ценностей, которые молодой герой только начинает постигать на своём веку.

На этой странице: анализ отрывка «Бой с барсом» из поэмы «Мцыри».

Урок. Тема: Сочинение. Анализ эпизода в поэме «Мцыри» в 8 классе.

Цели:

    учить выполнять анализ эпизода по определенному плану;

    развивать устную и письменную речь учащихся;

    закреплять представления учащихся о романтической поэме романтическом герое;

    развивать логическое мышление учащихся;

    воспитывать любовь к слову.

Оборудование: иллюстрация «Бой с барсом» М.Н. Орловой-Мочаловой, словарь.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока.

Наша задача на урок - подготовится и написать сочинение по поэме «Мцыри» (анализ эпизода).

///. Анализ темы и идеи сочинения.

    Что значит выполнить анализ эпизода и для чего нам это надо?
    (Выполнить анализ эпизода - значит рассмотреть его на разных
    уровнях - лексическом, синтаксическом и других. Выполняем мы
    это для того, чтобы лучше понять героя или героев эпизода и выяснить роль этого эпизода во всем произведении).

    Какой эпизод из поэмы «Мцыри» вам понравился больше всего?

    Какой эпизод мы назвали кульминацией поэмы? (Главы 16-18).

    Анализировать будем эти главы. Прежде чем их перечитать, ознакомимся с планом, по которому будем работать.

План.

1. Тема эпизода (ключевые слова).

    Идея эпизода.

    Заглавие эпизода и на что оно указывает (на тему или идею).

    Доказать, что этот эпизод является текстом.

    Стиль текста.

    Средства художественной изобразительности эпизода.

    Синтаксис эпизода.

    Пунктуация эпизода.

    Интонация.

10.Художественная роль эпизода в произведении.

Все пункты плана вам понятны?
IV. Анализ эпизода (работа по плану).

    Я вам читаю эпизод из поэмы, а вы думаете над его темой и идеей.

    Как вы определили тему этого эпизода? (Рассказ об одном издней, проведенным Мцыри на воле, а точнее - бой с барсом).

    Какие ключевые слова позволяют нам определить тему эпизода
    именно так? (Бой закипел, смертельный бой; бой продолжался;
    как в битве следует бойцу...).

    Тема эпизода - бой с барсом. А кого называют барсом? (работа со словарем).

Барс - крупное хищное животное семейства кошачьих с пятнистой шерстью.

    Мы помним, что действие поэмы «Мцыри» разворачивается на Кавказе, среди снежных гор. Обитателем таких мест является снежны барс.

    Что вам известно о снежном барсе? (Редкое животное, обитающее
    в горах).

    Вообще, барс - это животное - одиночка. Мцыри тоже одинок. В этом эпизоде говорится о битве двух одиночек.

    Какова идея этого эпизода? (Романтический герой показан в напряженный момент. В этом эпизоде Мцыри еще раз доказывает
    свою силу и показывает насколько сильно его желание жить на родине).

    Как можно озаглавить этот эпизод? («Бой с барсом», «Битва за
    жизнь»...).

    Что отражает - тему или идею - заглавие?

    Переходник четвертому пункту нашего плана. Какие есть основания для того, чтобы назвать этот эпизод текстом? (предложения
    связаны в единое целое общей темой и основной мыслью; эпизод
    имеет четкие границы, можно выделить начало и конец; в отрывке заключается определенное содержание, которое легко воспроизводимо).

    В каком стиле написан этот текст? Почему вы так решили?
    (Стиль- художественный, потому что этот текст используется в
    литературе, он адресован читателю. Текст отличается образностью и богатством изобразительных средств).

    Почему М.Ю. Лермонтов использует в своей поэме так много
    изобразительных средств? (Потому что его поэма - романтическая. А язык романтических поэм всегда отличается образностью,
    яркостью, метафоричностью).

    Попробуем найти некоторые тропы в этой поэме, (работа по
    группам).

1-ая группа находит эпитеты.

2-ая - метафоры.

3-ая- сравнения.

4-ая- олицетворения.

Проверка.

Какой троп автор использует в этом эпизоде чаще других? Почему? (сравнение - сук, как топор; застонал, как человек; сплетясь, как пара змей. В этом эпизоде барс и Мцыри выступают как одно целое. Мцыри сливается с природой. Между ними нет границы: «человек - животное». Это два живых существа каждое из которых борется за свою жизнь).

    Рассмотрим некоторые стилистические фигуры. Можете ли вы сразу сказать, какая фигура встречается довольно часто? (Умолчание).

    Работа по группам.

1 -ая группа находит умолчание.

2-ая инверсию.

3-ая риторические вопросы.

Проверка.

    Умолчание встречается в этом эпизоде 10 раз. Это позволяет прервать речь Мцыри и дает возможность поразмышлять читателю;
    почти все предложения построены на инверсии, что способствует усилению выразительности речи; в этом эпизоде один риторический вопрос, который звучит вначале. Мцыри, задавая этот вопрос, привлекает наше внимание к своему рассказу.

    Работаем над синтаксисом эпизода. Какие предложения по конструкции использует автор?

1 -ая группа работает с 16 главой

2-ая с 17 главой

3-ая с 18 главой

В основном это сложные предложения (ССП) и простые с однородными сказуемыми. Обилие глаголов позволяет автору передать быстроту, стремительность, многообразие действий героев.

Как оформлены длинные по своей конструкции предложения?
(Короткие строки поэмы, предложения переносятся с одной строки на другую. Это передает напряженность монолога. Речь Мцыри звучит упруг0,передавая энергетику героя).

    Какие знаки препинания использует автор, и как они влияют на
    интонацию? (Знаков препинания много. Это и запятые, точка с
    запятой, двоеточие, тире. В конце предложений автор часто ста
    вит восклицательный знак. Это влияет на интонацию. Знаки позволяют выделить голосом важные слова, сделать, где необходимо, паузы, и, таким образом, исполнитель сможет более точно, эмоциональнее передать монолог умирающего Мцыри).

    Какую роль играет этот эпизод в поэме? (Эпизод позволяет лучше
    понять характер и душу Мцыри. Перед нами необыкновенный человек, который ради своей заветной мечты побеждает в рукопашной схватке дикого зверя. Поэт подчеркивает, что его герой чужой среди тех людей, с кем он вынужден жить. В мире дикой природы он чувствует себя своим).

    Ребята, осталось для вас что-нибудь непонятное?

V. Работа в черновиках.

    Чтение частей сочинений. Редактирование работ.

    Итог урока.

VIII. Домашнее задание.

Дописать сочинение.