Открытое занятие «Осенняя береза» план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему. Конспект НОД по рисованию «Осенняя береза» с использованием здоровьесберегающих технологий план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему Художеств
Взаимодействие с родителями в детском саду.
Описание: Чтобы воспитать в ребёнке чувство прекрасного, нужно научить его видеть и создавать эту красоту своими руками. Деятельность дошкольников по рисованию должна стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства.
Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.
Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развивает воображение, учит проявлять самостоятельность и инициативу, выражать свою индивидуальность. Позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.
Предлагаем педагогам использовать в работе с детьми нетрадиционную технику рисования .
Материал ориентирован на детей подготовительной группы детского сада (6-7 лет) и может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования, родителям.
Назначение: украшение интерьера, участие в творческих выставках, подарок.
Цель: Знакомство детей и родителей с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток листьев на бумаге» .
Задачи:
1. Осуществление стимуляции познавательных интересов ребёнка с помощью использования различных предметов.
- продолжать знакомить детей с жанром живописи "пейзаж", продолжать знакомство с основами изобразительной грамоты (цвет, композиционный центр - его важнейшая функция привлекать внимание зрителя, доминанта – главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные, акцент – прием подчеркивания линией, тоном или цветом какого-либо выразительного предмета, детали изображения, на которые необходимо направить внимание зрителя)
- расширять знания детей об используемых в процессе изобразительной деятельности материалах и различных способах создания изображений рисунка
- учить детей использовать в рисовании нетрадиционную технику «Отпечаток листьев на бумаге»
- знакомить детей с березой (рассказать об этом дереве, его месте в природе, об использовании березы человеком)
2. Развитие внимания, памяти, образного мышления, речи детей, умения поддерживать беседу; мелкой моторики, тактильных опущений. Развитие чувства взаимопомощи и взаимовыручки между детьми и родителями.
3. Воспитание нравственных и эстетических чувств у детей и родителей:
- любви к родному краю и природе, бережного отношения к ней
- чувства прекрасного
- воспитать в детях желание доводить работу до конца, интерес в получении изображения, положительных эмоций от результата изобразительной деятельности
- привлекать родителей к активному взаимодействию со своими детьми и с детским коллективом.
Материалы: натуральные листья березы (не засохшие) , бумага для рисования формата А3, А4, непроливашки (баночки с водой) , гуашь, акварельные краски, кисти, простой карандаш, салфетки для рук и кистей.
Оборудование и дидактический материал:
фотографии и репродукции картин русских художников с изображением берез (И. И. Левитан «Березовая роща» , «Золотая осень» , И.Э. Грабарь «Иней» , «Февральская лазурь» и др.;
натуральные экспонаты для рассмотрения (кора березовая, лучина, береста,
фортепианный цикл «Времена года» П.И. Чайковский;
телевизор, музыкальный центр.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА:
У воспитателя на столе стоит закрытая коробка с осенними листьями.
Добрый день, друзья! Сегодня мы собрались, чтобы узнать кое-что новое и интересное о давно знакомом нам дереве. А как вы думаете, что лежит в моей коробке? Хотите узнать? Тогда отгадайте загадку:
Растут-зеленеют,
Упадут-пожелтеют,
Полежат-почернеют.
Правильно, это листья.
РАССМАТРИВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ДЕТЬМИ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ БЕРЕЗЫ.
Давайте их рассмотрим. Какие они? На что похожи?
А как вы думаете, с какого они дерева?
Это березовые листья.
БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ О БЕРЕЗЕ.
Друзья, а что вы знаете о березе?
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ О БЕРЕЗЕ.
А вы знаете, что береза является неофициальным символом нашей страны? В старину Россию называли по-другому. Русь. Русь – значит светлое место. Жили на Руси люди со светлыми волосами, голубыми глазами. И они очень любили это светлое дерево – белоствольную красавицу-березу.
Березы не зря считаются первыми красавицами наших лесов.
Весной березы сбрасывают истрепавшийся за зиму верхний слой коры, она белеет, становится гладкой и шелковистой.
Кто знает, как называется кора березы? Береста.
Дети и родители рассматривают кусочки бересты, называют признаки и особенности.
На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева, а сам белый цвет не дает ему нагреваться.
Особенно красивы березы во время цветения в мае.
На кончиках березовых ветвей одновременно с листьями появляются длинные сережки – это такие крупнее соцветия. На одних деревьях они желтые, а на других – зеленоватые.
Ветер подхватывает золотую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые.
Воспитатель показывает изображение молодых листочков и березовых сережек.
Березы очень любят солнечный свет и поэтому растут на лесных опушках, светлых полянках, вырубках. А еще это первое дерево, которое вырастает на пепелище после лесного пожара. Растет оно очень быстро, поэтому и зовут его лесоводы «гонким» деревом.
Живет береза 150 – 180 лет.
Русская береза хороша в любое время года!
Это замечали русские поэты, художники, фотографы, которые запечатлели всю эту красоту для нас с вами.
РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИЙ КАРТИН РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ, ФОТОГРАФИЙ (на фоне осенних пьес из цикла «Времена года» П.И. Чайковского) .
Давайте просто полюбуемся всей этой красотой!
ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОДБЕРИ СЛОВО» .
С давних пор считалось, что если подойти к березе, обнять ее, прижаться, то она вылечит, заберет всю вашу тревогу, грусть, обиды, боль.
И за это ее свойство люди тоже березу почитали.
Подойдите и вы к березке, скажите о ней добрые слова (стройная, кудрявая, белоствольная, красивая, щедрая…) .
ФИЗМИНУТКА «МЫ БЕРЕЗКУ ПОСАДИЛИ» (на фоне русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде…» ) .
Мы березку посадили, (Выпрямиться за партой.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать за партой.)
К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)
А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) -
И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ (или сообщение одного или нескольких родителей) О ПОЛЬЗЕ БЕРЕЗЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ В ДАВНИЕ ВРЕМЕНА И В НАШИ ДНИ.
Есть такая загадка:
Стоит дерево цветом зелено.
В этом дереве четыре угодья:
От тьмы – свет, разбитому – связь,
Больному – здоровье,
И людям некопаный колодец.
И снова такие замечательные слова о нашей березке.
Какую же пользу она приносит людям?
Свой рассказ воспитатель (родитель) сопровождает показом и рассматриванием предметов.
В старину, когда еще не было электричества, в деревнях женщины занимались рукоделием (пряли, ткали, шили, вышивали) при свете БЕРЕЗОВОЙ ЛУЧИНЫ.
Крестьяне разбитые вещи связывали гибкой и прочной БЕРЕСТОЙ.
В те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди ПИСАЛИ НА БЕРЕСТЕ. Ее варили, чтобы она стала мягкой, обрезали со всех сторон (ровняли) . Буквы на бересте царапали острыми металлическими палочками – «писалами» . Такие древние письмена называли БЕРЕСТЯНЫМИ ГРАМОТАМИ. Они хорошо хранились, потому что береста не подвержена гниению в земле и даже в воде.
Издавна из бересты плели ЛУКОШКИ И ТУЕСКИ для грибов и ягод, делали берестяные рожки на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню.
В БЕРЕЗОВОЙ ПОСУДЕ очень хорошо хранились продукты: долго не кисло молоко, квас оставался долгое время свежим, холодным.
БЕЕЗОВЫМИ дровами, как и сейчас, топили печи.
УГОЛЬ березовый использовали для очистки воды и приготовления пищи на углях.
Из БЕРЕЗОВЫХ ЛИСТЬЕВ, ПОЧЕК, БЕРЕСТЫ и сейчас готовят лекарственные настои, отвары, мази, которые помогают при различных заболеваниях кожи, желудка, печени, неврозах, малокровии, от отеков, пролежней, как потогонное средство, а так же для укрепления и роста волос.
Из МОЛОДЫХ ЛИСТЬЕВ весной готовили витаминный напиток.
МОЛОДЫЕ ЛИСТЬЯ березы широко применяли не только в лечебных, но и в кулинарных целях - из них готовили супы, салаты, запеканки, их квасили и мариновали, добавляли как приправу к первым и вторым блюдам. Листья придают легкую горчинку и пряный аромат кушаньям, а также приносят пользу здоровью.
БЕРЕЗОВЫМИ ВЕНИЧКАМИ парятся в бане – хворь выгоняют при ревматизме, простудах.
Весной собирали БЕРЕЗОВЫЙ СОК для лечения авитаминоза, малокровия, туберкулеза, фурункулеза, ангины, экземы – вот и некопаный колодец. Настоящая кладовая здоровья!
А еще из БЕРЕСТЫ делали БЕРЕЗОВЫЙ ДЕГОТЬ для лечения гнойных ран, ожогов, для лечения кожных болезней, от перхоти.
ЗОЛУ БЕРЕЗОВУЮ замачивали в воде – делали ЩЕЛОК. Им мылись, стирали и отбеливали белье.
Еще БЕРЕЗОВОЙ ЗОЛОЙ чистили зубы, удобряли огороды.
И до сих пор береза верно служит людям!
Правда, замечательное дерево!
Осенью береза начинает желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу. Порывистый ветер налетает, гнет дерево, треплет его ветви, срывает листья. Они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю!
Мы прошли по нашему парку и собрали березовые листья. И вот они оказались в этой коробке у нас на столе.
Для чего же они могут нам пригодиться?
Сегодня мы хотим познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования, которая позволяет получить интересную фактуру изображения. В этой технике используются натуральные листья деревьев. Это отпечатки листьев на бумаге.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья рисовать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу пальчиками)
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ О ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ (сопровождается показом, разъяснением каждого этапа) .
А вернее, мы будем рисовать не листья, а листьями. Точнее, в технике отпечатков листьев на бумаге.
Можно выделить несколько этапов в рисовании в этой технике.
Этап 1. Сначала осенние листья деревьев или кустарников собирают вместе с детьми на осенней прогулке. Отбираются листья разных форм и размеров.
Этап 2. Затем придумывают сюжет из собранных элементов – листьев. Что можно изобразить с помощью собранных листьев, используя их как элементы мозаики для создания узора или сюжета? На что они похожи? Что нужно будет дорисовать, чтобы оживить картину?
На бумаге выкладывают «эскиз» из листьев - будущий сюжет. Можно что-то дорисовать простым карандашом. Продумайте сразу же, какой нужен будет фон, чтобы он соответствовал сюжету и был контрастен цвету осенних листьев.
В нашем случае это будет белоствольная красавица-березка.
Рисуем ствол, ветки, намечаем, как будут расположены на них листья. Так как мы рисуем осеннее дерево, то некоторые листья можно изобразить в падении, другие уже лежащими на земле.
Этап 3. Начинаем на фоне творить - создавать рисунок в технике «отпечатки листьев на бумаге» . Сначала делаем фон – рисуем его широкой флейцевой кистью. Это может быть небо, земля под деревом, дальний лес и т.д.
Этап 4. Когда фон высохнет, делаем на нем отпечатки листьев по нашему эскизу.
Для этого:
Шаг 1. Красим листок дерева с обратной стороны (той стороны, где ярко видны прожилки) нужным цветом густой гуаши.
Краска должна быть густой.
ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО: На кисточку нельзя набирать слишком много воды, поэтому напоминаем ребенку правило: смочив кисточку в баночке с водой, нужно убрать излишки воды, приложив несколько раз кисточку к краю банки. С нее стекут лишние капли воды. И только после этого на влажную кисть можно набирать густую гуашевую краску.
Шаг 2. Укладываем подготовленный листок краской вниз на фон. Это нужно делать очень аккуратно и осторожно. Сверху накладываем бумажную салфетку и придавливаем ее ладошкой.
Шаг 3. Аккуратно снимаем листок и салфетку с фона. Изображение готово. Далее всё повторяем со следующими листьями.
Шаг 4. Прорисовываем четко ствол и ветви березы, дополняем получившееся изображение деталями.
Наша картина готова. А в нашем осеннем лесу появилось первое нарисованное дерево!
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ (по подгруппам; с каждым родителем работает по 3 – 4 ребенка) .
ВЫСТАВКА ГОТОВЫХ РАБОТ.
Воспитатель с детьми и родителями вывешивает готовые работы на заранее подготовленный демонстрационный стенд.
Напоминает об использованной технике рисования.
(Какую технику рисования мы сегодня использовали? С помощью чего можно передать красоту природы? Понравилось ли вам рисовать отпечатками листьев?)
Приглашает родителей принимать участие и в других мастер-классах.
ЗАВЕРШЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССА.
Взрослые и дети наводят порядок на рабочих местах, убирают инструменты и материалы.
Лето кончилось и, вот,
Осень золотая
Нас встречает у ворот,
С щедрым урожаем.
Все деревья и кусты,
Расписала кистью:
В бронзу, золото и медь,
Превратила листья.
Дождь холодный моросит,
Листья опадают,
Осень золотым ковром
Землю укрывает.
Ольга Цыганкова
подготовила воспитатель 17 группы Цыганкова Ольга Игоревна
«Рисование березки восковой свечой»
Цель : через загадки, музыку, стихи, картины формировать образ белоствольной красавицы-березы; учить передавать в рисунке характерные особенности березы.
Программные задачи:
Обучающие:
Учить рисовать березу весной восковыми свечами (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, весенняя окраска листвы);
Продолжать учить рисовать способом действия полусухой жесткой кистью при изображении листвы.
Развивающие:
Развивать эстетическое восприятие;
Продолжать развивать детское изобразительное творчество.
Воспитывающие:
Воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Материал для занятия:
Акварельные краски;
Кисти щетинные и мягкие;
Восковые свечи;
Стаканчики с водой
Презентация репродукции картин: И. Левитана «Березовая роща», В. Н. Бакшеева «Голубая весна», И. Э Грабаря «Зимний пейзаж», И. Левитана «Октябрь»;
Опорный рисунок-схема;
Аудиозапись р. н. п. «Во поле береза стояла».
Организационный момент:
Дети сидят полукругом.
Кто-то бросил к нам в окошко
Посмотрите письмецо
Может, это лучик солнца
Что щекочет нам лицо
Может это воробьишко
Пролетая обронил?
Ребята хотите узнать, кто нам написал письмо?
«Здравствуйте ребята!
В нашей Академии художеств скоро пройдёт выставка рисунков. Приглашаем вас принять участие в нашей выставке.
С уважением художник Кисточкин»
Ребята вы хотите, принять участие в выставке?
Тогда внимательно смотрите и слушайте!
Вот здесь на экране изображено дерево, особо почитаемое на Руси и которое мы будем сегодня рисовать, но прежде чем я вам его покажу, отгадайте загадку. Вот послушайте:
Загадка
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
Белом сарафане.
(показать рисунок)
Как называют березу в загадке?
Что у березы названо зеленой кофточкой?
Что белым сарафаном?
Берёза является символом России. Россию издавна называли берёзовым краем. Берёза - щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву, любили березку за ее красоту, и за пользу которую она приносит.
Берёзу и сейчас очень любят в России и называют «Русской красавицей». Хотя это хрупкое внешне дерево растёт и в Северной Америке, и в Японии, и в Китае, и во многих других странах. Берёз бывает разных видов, даже с красной корой (растёт в Японии). Но самая красивая берёза – наша белая Российская красавица. Поэтому многие поэты посвятили свои произведения русской берёзке – символу красоты и чистоты.
Стихотворение:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую.
Люблю берёзку русскую.
Как описывает поэт березку?
Не только поэты посвящают березке свои стихи, художники тоже любят изображать березку в своих картинах. Ребята, давайте посмотрим, как они изображают березу в разное время года.
Перед вами репродукция И. Левитана «Октябрь»
Как вы догадались?
А на этой репродукции И. Э Грабаря «Зимний пейзаж» какое время года?
Какие деревья вы еще узнали?
Чем покрыты ветки берёзы зимой?
А сейчас посмотрите на следующую репродукцию В. Н. Бакшеева «Голубая весна».
А здесь, в какое время года изображена березка?
Как легко отличить березку от других деревьев?
Перед вами репродукция И. Левитана «Березовая роща»
В какое время года изобразил художник березки?
Как вы догадались?
Место, где растет много берез, называют березовой рощей, художник так и назвал свою картину.
Давайте мы с вами нарисуем портрет березы в весеннем наряде. Хотите научиться? Но сначала немного отдохнем.
Физминутка под песню «Во поле березка стояла»
Ребята давайте посмотрим все ли у нас есть для рисования? Нет листов!
Ой! Нам пришло звуковое письмо! Послушаем ребята?
Письмо
Здравствуйте ребята, я художник Кисточкин. ДА да именно тот который приглашал вас принять участие в выставке. Мои помощники видели как вы хорошо слушали и отвечали на вопросы воспитателя, и за это мы вам оставили за дверью коробочку. Думаю она вам пригодится! До свиданияяяяяяя!
Практическая часть:
Показ воспитателя с объяснением приемов работы (Берем восковую свечу и проводим полосы снизу вверх до конца - это стволы. Далее синей акварельной краской проводим линию горизонта. Начинаем закрашивать небо до линии горизонта, а после линии коричневой землю. Мягкой кистью берем темно-зеленую акварельную краску, и на линии горизонта примакиванием рисуем лес на заднем плане. Чуть - чуть дуем на работу, чтобы подсохла. Далее берем жесткую кисть и тычком (гуашь зеленая)рисуем крону у березы.)Работа готова!
Анализ:
У нас получилась настоящая берёзовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислоняться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья, полюбоваться чудом, сотворённой матушкой – природой.

В России растут много красивых деревьев, радующих взор своей шикарной листвой. Но только одно упоминается в фильмах и песнях чаще, чем остальные. Белая береза — является вдохновением для многих поэтов, сценаристов, музыкантов и художников. Последние, особенно точно передают её внешний вид на холсте, изображая с ней красивые пейзажи в разные времена года. Будь то весна, лето, осень или зима, картина выглядит по своему уникально, оригинально и интересно. Конечно, перерисовать шедевр новичку и ребенку вряд ли удастся, зато создать свой рисунок березы карандашом вполне можно, если под рукой имеется мастер-класс с пошаговой инструкцией и наглядными фото. Так почему бы не попробовать изобразить свое зрение на это дерево, воспользовавшись подборкой идей собранных в сегодняшней статье?! При правильном подходе, рисунок с березой выполненный карандашом получится ничуть не хуже, чем в оригинале на картинках ниже.
Итак, что же из себя представляет рисунок березы карандашом? Узнаем сегодня!
Рисунок березы карандашом летом, МК + фото
Во время летнего времени года природа благоухает, радуя окружающих своей красотой. Распущенные зеленые листочки в сочетании с зеброидной корой представляют собой гармоничный тандем, дополняющий солнечную погоду и голубое небо с мягкими белоснежными облаками. Смотреть на эту природу можно бесконечно, жаль только, что лето длится всего лишь три месяца. Впрочем, запечатлеть эту красоту можно и на альбомном листе, вставив готовое произведение в рамочку и повесив на стену.
Для того, чтобы начать рисование, подготовьте все необходимое заранее. Соберите в кучу канцтовары, без которых будет невозможно начать и закончить картину. Речь идет об альбомном листе или бумаге формате А4, простом карандаше, желательно с мягким грифелем, ластике и цветных карандашах или акварельных красках для завершения работы.
- Шаг №1 — изначальный набросок
Первое, о чем необходимо задуматься — это об изначальном наброске. На нем нужно изобразить 4 ствола деревьев и один саженец. Три березы должны располагаться на левой стороне в ряд, а с правой только одно взрослое дерево и маленький саженец. В качестве разделителя можно нарисовать дорожку, передний план выделить за счет макушек деревьев торчащих вдали, а ближний — глыбой камней.
- Шаг №2 — следующая прорисовка
Штрихи на березе, ветки и зеленая трава растущая вокруг стволов деревьев, являются следующим частью композиции.
- Шаг №3 — дальний и ближний план
Передний план следует выделить за счет макушек деревьев торчащих вдали, а ближний — глыбой камней.
- Шаг №4 — листва
Прорисуйте крону деревьев, как будто спадающую с ветвей каждой березы.
- Шаг №5 — заключительный
Дело остается за малым — штриховкой, выделением контуров и раскрашиванием готового наброска в черно-белом цвете.
Рисунок березы карандашом для детей весной, мастер-класс + фото
Этот МК рассчитан для детей школьного возраста, решивших заняться творчеством, изобразив березу весной. В отличие от первого варианта, этот предполагает собой изображение одного изогнутого дерева с ветвями склоняющимися вниз и растущих на них ярко-зеленых листочков, не успевших еще стать насыщенными.
Смысл поэтапной работы заключается в пошаговом выполнении всех предписаний. Схема с фото включает в себя рисование дерева и листочков, а также его раскрашивания.
Береза зимой рисунок карандашом
Нарисовать дерево в зимнее время года проще, чем весной, осенью и летом. Голая крона без листьев с лежащим на ветвях снегом и падающими снежинками, лучше всего смотрится в ночное время, когда темное небо со звездами оттеняет белый, слегка сливающийся с белым листом бумаги снежок.
Рисунок березы карандашом осенью, фото
Осень позволяет воплотить в рисунок жизнь. Падающие листочки разного цвета позволяют перенести своего автора в водоворот осеннего листопада. При правильном подходе, получить красивую картину не составит труда.
Красивые рисунки березы карандашом, фото идеи:
Конспект НОД по рисованию: «Осенняя береза», в старшей группе для детей с нарушениями зрения.
Описание и назначение . Конспект будет несомненно интересен и полезен воспитателям детских садов, родителям и всем творческим людям. На этом занятии дети знакомятся с последовательностью рисования березы. Детские работы можно представить на выставке, и украсить интерьер.
Цель : познакомить детей с березой и возможностью ее нарисовать.
Задачи
Коррекционно-образовательные :
Познакомить детей со строением березы.
Уточнить с детьми этапы рисования красками.
Коррекционно-развивающие:
Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить детей рисовать кончиком кисточки.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости и восхищения природой родного края. Развивать творческую активность и инициативу
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» : рассматривание березы, поиск ответов на вопросы в процессе споров и дискуссий, о пользе и красоте березы. Закрепить знания детей об осени, деревьях. Развивать мелкую моторику рук.
«Социально-коммуникативное развитие»: рассуждения детей о березе. Воспитывать бережное отношение к деревьям. Развивать творческую активность и инициативу
«Речевое развитие»: обогащение словарного запаса детей по теме «Осень. Деревья»
«Художественно-эстетическое развитие» : знакомство с последовательностью рисования березы.
«Физическая культура» : сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя гимнастику для пальчиков и для глаз.
Предварительная работа . Предложить родителям посетить вместе с детьми художественный музей, рассмотреть березу во время прогулки.
Материалы: акварельные краски, бумага для рисования, кисточки, подставочки, салфетки, вода в баночках, музыка Шопена «Осень» и П. И. Чайковского «Времена года».
Ход.
Дети, скажите пожалуйста, какое время года наступило? (Осень) . Вам нравится это время года? Что вы можете рассказать о нём? (Рассуждения детей) .
Да вы правы, осень удивительное по красоте время года. Деревья начинают менять цвет листвы, с зеленого на желтый, оранжевый и красный, еще его называют, багряный, а осень – золотой.
Посмотрите в окно какая красота. Вспомните какие деревья вы видели во время прогулки. (Ответы детей)
Как вы думаете, о каком дереве я вам хочу загадать загадку.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(береза)
Как называют березу в этой загадке? Почему её называют русской красавицей? Что у березы названо белым сарафаном? (ответы детей )
Дети, вы совершенно правы. Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева, она защищает от воды, вредных воздействий человека. Но в белой коре есть черные черточки – отдушины, как форточки в наших окнах. Как вы думаете, для чего они нужны березе? (рассуждения детей ) (Звучит музыка Шопена «Осень»)
Послушайте стихотворение:
Е.Трутнева «Осень»
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое,
У березы на плечах.
Пролетают паутинки,
С паучками в серединке,
И высоко от земли,
Пролетают журавли.
Все летит... Должно быть, это -
Пролетает наше лето.
Поэтапный показ:
Сегодня мы с вами научимся рисовать осеннюю березу.
У нас белый лист бумаги, а у березы белый ствол. Что делать? Возьмите аккуратно кисточкой краску черного цвета. Кончиком кисточки, снизу вверх, по середине листа проводим тонкую линию черным цветом. Вторую такую же линию проводим рядом с первой, немного отступив от нее. Верху эти линии должны встретиться. Получился у нас ствол? (Да.) А на стволе рисуем черные пятнышки.
Физкультпауза. «Деревья»
Встаньте, покажите, как растут ветки у тополя, правильно вверх. А как растут ветки у ели, правильно вниз. А сейчас покажите, как растут ветки у березы? Правильно сначала вверх, а потом плавно вниз. Замечательные березки появились в нашей группе.
Продолжаем рисовать березу.
Начинаем рисовать ветки, сначала вверх, а потом плавно вниз.
К большим веткам, самым кончиком кисточки, пририсовываем ветки поменьше. Промываем кисточки.
Упражнение для глаз «Релаксация».
Дети, закройте глаза, опустите голову на руки, и отдохните.
Отдохнули? Продолжаем рисовать. На кисточку берем краску зеленого цвета, и начинаем «танцевать» кисточкой. Быстрыми легкими движениями задеваем веточки березы.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» .
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого).
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы (Загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя
листья осины
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем! («Шагают» по столу средними и
указательными пальцами).
Что можно нарисовать еще зеленым цветом? Правильно траву под деревом, рисуем, примакивая полностью весь ворс кисточки. Нарисовали. Промываем кисточку от зеленого цвета и набираем на нее желтый цвет. Так как осень еще только наступила и вы видите, за окном на березе очень мало желтых листочков.
Упражнение для глаз «Далеко – близко»
Увидели? Рисуем легкими, отрывистыми движениями, желтые листочки.
Прекрасно, посмотрите какие красавицы березы у нас получились! Но, что-то не хватает? (неба) Да вы правы, можно нарисовать голубое небо. Рисуем.
Молодцы ребята! Вы настоящие художники, какие осенние картины вы нарисовали. Какие чудесные березки. Одни молодые и стройные, а другие солидные. Вы знаете, чем толще ствол, тем старше дерево, то есть ему очень много лет.
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» ).
Итог . Принесите ваши работы, мы ими полюбуемся.
Вы замечательно справились с заданием, у нас получилась целая березовая роща. Что нового узнали о березе? Кого вы научимте рисовать березку?
А что мы можем сделать хорошее для деревьев? Вам понравилось рисовать березу?
(Ответы детей. )Спасибо, вы очень хорошо занимались, были очень внимательными, аккуратными и поэтому у вас все получилось!
Интеграция образовательных областей: ХЭР; ПР; РР; ФР.
Цель: Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «отпечаток листьями.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать умение детей пользоваться акварельными красками, учить рисовать силуэт дерева;
Закреплять технические приёмы рисования, закреплять навыки аккуратной работы.
Развивающие:
Развивать эстетические чувства, фантазию, глазомер, ощущение красоты родного края, положительный эмоциональный отклик на самостоятельно созданное изображение,
Расширять представления детей о берёзе, как о символе нашей Родины.
Воспитательные:
Воспитывать инициативу, самостоятельность, бережное отношение к окружающей природе своего края
Предварительная работа: Наблюдение за осенней природой, рассматривание деревьев, разучивание стихов об осени, чтение художественных произведений. Рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень», а также эскизов и иллюстраций с изображением различных деревьев осенью, сбор листьев на прогулке, экскурсии в парк, наблюдения за деревьями во время прогулок.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игра, подвижная игра, динамическая пауза.
Материалы, оборудование: Листы белой бумаги, кисти, салфетки, клеенка, листья березы, банка – непроливайка, емкость для использованных листьев. Аудиозапись «Осень» А Вивальди.
Ход НОД.
Организационный момент: Мотивация.
Ребята кто-то бросил к нам в окошко
Посмотрите письмецо
Может, это лучик солнца
Что щекочет нам лицо
Может это воробьишка
Пролетая обронил?
Ребята хотите узнать, кто нам написал письмо?
«Здравствуйте ребята!
Здравствуйте ребята! В нашей Академии художеств, скоро пройдёт выставка рисунков. Приглашаем вас принять участие в нашей выставке.
С уважением художник «Кисточкин»
Ребята вы хотите, принять участие в выставке (ответы детей)
А вот что мы будем рисовать, нам художник «Кисточкин» предлагает отгадать загадку.
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Воспитатель: А как вы догадались, что это береза?
Дети: У нее белая кора (белый ствол).
Воспитатель:
Ребята, а где можно увидеть березу?
Ответы детей: (в лесу, на поляне, около дома).
Воспитатель:
Как называется лес где растут одни березы.
Ответы детей: (березовая роща).
Динамическая пауза:
Посмотри, берёзка,
Мы к тебе идём,
Яркие платочки
Мы тебе несём (Дети идут по кругу.)
Золотые листики
Золотом горят,
Кружится с платочками
Хоровод ребят. (Кружатся на месте.)
Девочки к берёзке
Ближе подойдут,
Яркими платочками
Весело взмахнут (Идут в центр круга, назад.)
Разошлись ребятки
И пошли гулять,
Про берёзку песню
Нежно напевать. (Идут в разных направлениях, гуляя.)
Воспитатель: Художники и поэты воспевают (передают) красоту природы разными способами и средствами. Художники рисуют картины природы красками на бумаге. Картины мы можем увидеть глазами. Ребята посмотрите на иллюстрации с изображением берёзы.
– Рассмотрите красавицу берёзку, полюбуйтесь ею. Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
– Какие у берёзы веточки? Какие листочки летом? Какие листочки осенью?
– Берёза красива в любое время года.
А поэты и композиторы создают картины природы словами, сочиняя красивые стихи, песни, музыку.
Послушайте отрывок из стихотворения Е. Трутневой «Осень», как она описала березку, и скажите, в какое время года, так она выглядит?
Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое у березы на плечах.
Утром мы во двор идем - листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят… летят… летят.
Воспитатель: - Ребята, недалеко от нашего детского сада находится березовая роща, как часто приходится вам гулять со своими родными и наслаждаться осенней березовой рощей? Не правда ли, они очень красивы, как будто добрый волшебник раскрасил их золотыми красками. Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю березку. Прежде, чем приступим к работе, давайте разомнем свои пальчики:
Пальчиковая гимнастика "Осень"
Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)
Ветер бросил на тропинку.
Основная часть
Объяснение и одновременный показ:
Воспитатель: Давайте вспомним, с чего мы начинаем рисовать дерево?
Дети: Начинаем рисовать со ствола.
Воспитатель: Как рисуем ствол дерева?
Дети: Ствол дерева начинаем рисовать сверху вниз.
Воспитатель: Скажите, а чем отличается берёза от других деревьев?
Дети: Ствол белый с чёрными пятнами.
Воспитатель: Посмотрите, ствол у берёзы тонкий. Ствол рисуется сверху вниз двумя линиями, вверху не соединяется. Прорисовываем кончиком кисти чёрные пятна.
А какие у берёзы ветви прямые или изогнутые?
Дети: Ветви у берёзы изогнутые.
Воспитатель: Ветви берёзки тонкие, плакучие…Посмотрите, как мы будем рисовать изогнутые ветви. От ствола вверх, закругляем и вниз. Рисуем, так же кончиком кисти. Дополнить основные ветви короткими боковыми веточками.
Перед, тем как мы приступим к рисованию листочков, предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминуткa: «Бeрёзка».
Мы бeрёзу пoсaдили, (выпрямиться)
Мы вoдoй её полили (руки согнуть к плечам, ладонями вперёд)
И бeрёзка подросла (потянуть руки вверх)
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила (руки вниз, спина прямая)
И ребят благодарила (поклоны головой).
Воспитатель: Отдохнули, а теперь давайте сядем на свои места, возьмем кисть в правую руку и аккуратно приступим к работе. Рисовать листочки, будем необычным способом - отпечатком. Что это такое? Это отпечатывание, с каких – либо форм, в данном случае с листьев, на бумагу. А как же мы это будем делать? Для этого берем «основу» для работы, кладем на неё наш лист и покрываем его краской с помощью кисти. Затем окрашенной стороной осторожно кладем на наш лист с нарисованными веточками дерева, прижимаем салфеткой, а затем аккуратно все убираем. (В процессе рассказа, воспитатель все показывает)
Будьте очень внимательны и аккуратны, чтобы на рисунке листочки получились, как настоящие.
Самостоятельная деятельность детей.
Заключительная часть
Рефлексия.
– О каком дереве и временах года мы говорили?
– Какие цвета красок использовали для этого?
Анализ работ.
Воспитатель: Предлагаю разместить рисунки сначала на столе и полюбоваться своими работами. (Дети анализируют свои работы по мере их выполнения)
Воспитатель: Художник «Кисточкин», будет очень рад! У нас получилась настоящая березовая роща! Вы только посмотрите, какая красота! Вы нарисовали такие прекрасные кроны, нарисовали необыкновенно красивые, осенние березы! А теперь, как настоящие художники, мы свои картины представим на выставку, которыми полюбуются дети из других групп и ваши родители.