Презентация к занятию на тему "психологические особенности развития детей в период новорожденности и младенчества" презентация к уроку на тему. Презентация - возрастная периодизация психического развития человека Презентация на тему критические возрастные

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

Особенности зрения у новорожденных На 3-й недели внутриутробного развития происходит закладка глаза. При рождении ребенка визуально можно видеть, что глаза ребенка относительно больше массы тела. зрение новорожденного подчиняется формуле 20/100 - это означает, что кроха может видеть предмет, если тот находится на расстоянии 20–30 см от его лица и на уровне глаз - не больше. Малыш видит предметы несколько размытыми. Первые две недели малыш видит очень плохо, его глазки способны различать только цвета только на уровне "ярче–темнее" - это происходит потому, что мышцы глазок крохи еще очень слабые, кроме того, не сформированы до конца и нейронные связи между зрительным нервом и затылочной частью коры головного мозга. Движения глаз при появлении на свет еще не скоординированы. С каждым днем кроха учится фокусировать зрение на интересных ему объектах. У новорожденных малышей глазки могут немного косить: сходиться "в кучку" или разбегаться в разные стороны - впоследствии это должно пройти. И только ко 2 неделе можно наблюдать у ребенка так называемое «зрительное сосредоточение». Слежение взором за предметом или движущимся объектом функционирует ко 2 месяцу, а в 3 месяца уже развито бинокулярное зрение, то есть ребенок фиксирует взглядом предмет и прослеживает его движение двумя глазами. Реакция зрачка на свет проявляется у плода уже в 6 месяцев. Некоторые исследователи считают, что в период первых недель малыш видит «плоскую» картинку, отсутствует эффект перспективы, и она перевернута. всем новорожденным присуща дальнозоркость, вот почему они лучше видят удаленные предметы. Небольшая ширина поля зрения позволяет младенцу видеть только предметы "перед собой", если же переместить их вбок от лица крохи - он перестанет их видеть. Способность поднимать и опускать глаза, чтобы видеть предмет в вертикальной плоскости придет к нему чуть позже - ближе к четвертому месяцу жизни.

Слайд 26

Описание слайда:

Слайд 27

Описание слайда:

Слайд 28

Описание слайда:

Описание слайда:

Особенности сердца грудного ребенка У детей происходит непрерывный рост и функциональное совершенствование сердечно-сосудистой системы. Сердце новорожденного имеет уплощенную овальную или шарообразную форму из-за недостаточного развития желудочков и сравнительно больших размеров предсердий. В связи с высоким стоянием диафрагмы сердце новорожденного расположено горизонтально. Правый и левый желудочки одинаковы по толщине, их стенки равны 5 мм. Сравнительно большие размеры имеют предсердие и магистральные сосуды. У детей раннего возраста мышца сердца недифференцированна и состоит из тонких, плохо разделенных миофибрилл, которые содержат большое количество овальных ядер. Поперечная исчерченность отсутствует. Неравномерно растут и отделы сердца. Левый желудочек значительно увеличивает свой объем, уже к 4 месяцам он по весу вдвое превышает правый. Косое положение сердце принимает к первому году жизни. К концу первого года вес сердца удваивается. У детей сердце расположено выше, чем у взрослых. Масса сердца у мальчиков в первые годы жизни больше, чем у девочек. Только к 10–14 годам сердце приобретает такую же форму, что и у взрослого человека.

Описание слайда:

Особенности дыхательной системы ребенка Нос, как и вся лицевая часть черепа, у ребенка раннего возраста имеет относительно малые размеры. Носовые ходы узкие. Нижний носовой ход у детей 1-го года жизни почти отсутствует, так как нижняя раковина выступает в виде небольшого валика. Хоаны относительно узки, что предрасполагает к ринитам. Слизистая оболочка носа у детей раннего возраста имеет нежную структуру. Она богато снабжена мелкими кровеносными сосудами, в связи с чем даже небольшая гиперемия ведет к ее набуханию и еще большему сужению носовых ходов, что затрудняет дыхание через нос. Слезно-носовой проток в раннем возрасте широкий, что способствует проникновению инфекции из носа и возникновению конъюнктивитов. У новорожденных лимфатическое кольцо развито недостаточно. У детей 1-го года жизни миндалины расположены глубоко между дужками и не выступают в полость зева. Гортань у новорожденных и детей раннего возраста, по сравнению со взрослыми, относительно короткая и широкая, воронкообразной формы, с нежными, податливыми хрящами и тонкими мышцами. Расположена она высоко. Гортань растет особенно интенсивно на 1-м году жизни и в период полового созревания. Трахея у новорожденного располагается несколько выше, чем у взрослого Бронхи являются продолжением воздухопроводящих путей. На первом году жизни число мышечных бронхов невелико.

Слайд 33

Описание слайда:

Слайд 34

Описание слайда:

Слайд 35

Описание слайда:

Слайд 1

Тема: «Возрастная периодизация психического развития человека»

Слайд 2

Кризис новорожденности 0 - 2 месяца
Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни

Слайд 3

Младенчество 2 месяца - 1 год
Социальная ситуация развития Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого («мы») Ведущая деятельность Непосредственно –эмоциональное общение Общение С родным взрослым - ситуативно-личностное

Слайд 4

:
Потребность в общении Базовое доверие к миру Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний Различение близких и посторонних людей Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета) «Истинное» подражание Предметное восприятие Автономная речь Ходьба Мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия

Слайд 5

Ключевые понятия
Биологическая беспомощность, опережающая инициатива взрослого, бондинг, Безусловные и условные рефлексы, социальная улыбка, максимально социальное существо, комплекс оживления, госпитализм, дефицит общения, потребность в новых впечатлениях, доречевое общение, гукание, гуление, лепет, пассивная и активная речь, прогрессивные и тупиковые движения, простые манипуляции и др.

Слайд 6

Кризис 1 года
Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции: первые акты протеста, противопоставления себя другим, так называемые гипобулические реакции, в которых не дифференцируется воля и аффект (Л.С.Выготский), которые особенно выявляются, когда ребенку в чем - то отказано (кричит, падает на пол, отталкивает взрослых и т.п.)

Слайд 7

Раннее детство 1-3 года
Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый (конкретный, из близкого окружения), или «Я и другой», или Ребенок – Предмет- Взрослый. Познание мира человеческих предметов. Ведущая деятельность Орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) Общение со взрослым – ситуативно-деловое, со сверстниками - начальные формы, взаимное подражание.

Слайд 8

Психологические новообразования
Овладение предметными действиями Символическое, замещающее действие Предметная игра Начальные этапы изобразительной и других - видов продуктивной деятельности Активная речь Наглядно-действенное мышление Личное действие Сознание «Я сам» Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними

Слайд 9

Ключевые понятия
Ситуативность поведения, социализация, орудийные действия, соотносящие действия, внешние ориентировочные действия, полифункциональные предметы, ситуативная речь, пассивная речь, стадия каракулей, стадия головоногов, агрессивность, непроизвольное внимание, непроизвольная память и др.

Слайд 10

Кризис 3 лет
«Семизвездие симптомов кризиса»: упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм, психологическое отделение от близкого взрослого. «Гордость за достижение»

Слайд 11

Дошкольное детство 3 - 7 лет
Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный). Познание мира человеческих отношений Ведущая деятельность Игра (сюжетно-ролевая игра) Общение Общение со взрослыми: 3-5 лет - внеситуативно-познавательное; 5-7 лет - внеситуативно-личностное. Общение со сверстниками - игровое сотрудничество,сопереживание

Слайд 12

Психологические новообразования
Воображение Наглядно-образное мышление Начала понятийного мышления Картина мира Новые мотивы поведения Соподчинение, иерархия мотивов Произвольность поведения Первичные этические инстанции Самосознание Самооценка Практическое овладение речью, развитие функций речи

Слайд 13

Ключевые понятия
эгоцентрическое мышление, эгоцентрическая речь, контекстная речь, артификализм, анимизм, децентрация мышления, сенсорное развитие (усвоение сенсорных эталонов), игровая роль, содержание игры, сюжет, игра с правилами, игра-драматизация, режиссерская игра, идентификация, и т.д.
Способность к замещению, символическая функция сознания, условно-динамическая позиция, ориентация на смысл и характер человеческих отношений, умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека,

Слайд 14

Кризис 7 лет
Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни, занятии. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции

Слайд 15

Младший школьный возраст 6-7-10 лет
Социальная ситуация развития Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя Ведущая деятельность Учебная деятельность Общение Особенности учебного общения: роль учителя, роль сверстников. Совместное обсуждение учебных проблем

Слайд 16

Психологические новообразования
«Умение учиться» Понятийное мышление Внутренний план действий Рефлексия - интеллектуальная и личностная Новый уровень произвольности поведения Самоконтроль и самооценка Ориентация на группу сверстников Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности

Слайд 17

Ключевые понятия
Психологическая готовность к школе, личностная готовность, умственная готовность, чувство компетентности, познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования, школьная адаптация и дезадаптация, школьная фобия, школьная тревожность, неуспеваемость, труд, латентный период и др.

Слайд 18

Кризис предподростковый
«Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя

Слайд 19

Подростковый, отроческий возраст 10-11-14-15 лет
Социальная ситуация развития Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества. Благоприятные условия (сензитивность) для проявления индивидуальности Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков. Ведущая деятельность Интимно - личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин.)Общение в общественно полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн) Общение Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.

Слайд 20

Психологические новообразования
Чувство взрослости - новый уровень самосознания Стремление к самоутверждению Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей «Я-концепция» Формально-логическое (рассуждающее) мышление Рефлексия

Слайд 21

Ключевые понятия
«Гормональная буря», пубертатный период, половое созревание, идентичность, акцентуации характера (личностных особенностей), референтная группа, лидерство, кодекс товарищества, «личный миф», «воображаемая аудитория», подростковый эгоцентризм, стратегии преодоления трудностей, конфликты, стержневые интересы

Слайд 22

Кризис перехода к юности (15-18 лет)
Становление человека как субъекта собственного развития

Слайд 23

Юность Ранняя - 15-17 лет. Поздняя - 17-21 год.
Социальная ситуация развития Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития Ведущая деятельность Учебно - профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение Общение Потребность в неформальном, доверительном общении со старшими. Дружба. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Любовь

Слайд 24

Психологические новообразования
Потребность в самоопределении Готовность к личностному и профессиональному самоопределению Жизненные планы Устойчивое самосознание Идентичность Ценностные ориентации Мировоззрение Внутренняя позиция мужчины или женщины

Слайд 25

Ключевые понятия
Взрослость, жизненные задачи, социальные роли, модель типичного жизненного пути, ролевое смешение, диффузия идентичности, психосоциальный мораторий, абстрактное мышление, философская рефлексия, осознание собственной уникальности, смысл жизни, юношеский максимализм

Слайд 26

Кризис перехода к взрослости (18-20 лет)
«Отрыв от родительских корней»

Слайд 27

Взрослость: молодость и зрелость Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») - 20-30 лет. Средняя взрослость (зрелость) - 30-60 лет
Социальная ситуация развития Принятие на себя полноты ответственности Ведущая деятельность Труд. Максимальная реализация сущностных сил человека. Спектр основных сфер деятельности - труд, семья, общение - остается постоянным, но изменяется их соотношение Общение Круг общения, связанный с профессиональной деятельностью. Освоение и реализация супружеских и родительско-детских отношений

Слайд 28

Психологические новообразования
Построение стратегии жизни Феномен акме Смысложизненные решения Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление) Материнство/отцовство

Слайд 29

Ключевые понятия
Взрослость, зрелость, самоактуализация, индивидуация, индивидуализация, индивидуальный жизненный стиль, акме, акмеология, карьера, профессионализм, генеративность, стили родительства, система социальных ролей, автобиографический метод, модель кризиса, модель перехода

Слайд 30

Нормативные кризисы зрелости
Кризис 30-летия - коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье; кризис 40-летия (кризис середины жизни) - осознание утраты молодости; сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста; кризис 50 лет (Кризис «пустого гнезда) - Взрослые дети покидают родительскую семью и начинают автономную жизнь, супружеская пара теряет смысл существования. Угасание физической привлекательности и сексуальной активности.

Ключевые понятия
Геронтология и ортобиотика – науки о старости и правильном образе жизни, пенсионный шок, стратегии старения, активное и пассивное старение, типологии старости, освобождение от «сексуального рабства», изменения памяти, психологическое время в старости, отношение к смерти, отчаяние или счастливая старость.

Слайд 34

Кризис индивидуального существования
Смерть как последнее критическое событие в жизни. Установки в отношении смерти

Слайд 35

ЗАДАНИЕ:
Темы докладов: Психологические особенности подросткового возраста. Психологические особенности юношеского возраста. Взрослость и акме. Возрастные кризисы. Отражение психологии различных возрастов в произведениях мирового искусства. Возрастные особенности в народной культуре и фольклоре.

Слайд 36

Рекомендуемая литература (в наличии в библиотеке РГСУ)
Шаповаленко, Ирина Владимировна. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) : учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / И. В. Шаповаленко; рец. : Л. Ф. Обухова, О. А. Карабанова. - М. : Гардарики, 2009. - 349 с. Кулагина, Ирина Юрьевна. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. высших спец. учеб. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий; рец. : В. П. Зинченко. - 2-е изд. - М. : ТЦ Сфера, 2008, 2009. - 464 с. : ил. 70 Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студ. вузов / сост. и науч. ред. : В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - 7-е изд., перераб. и испр. - М. : Академия, 2008. - 624 с. 50 Обухова, Людмила Филипповна. Возрастная психология: учеб. для студ. вузов / Л. Ф. Обухова. - М. : Высшее образование: МГППУ, 2009. - 460 с. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. : И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 368 с. 61 Эльконин, Даниил Борисович. Детская психология: учеб. Пособие для студ. вузов / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 384 с. 34МО Социально-психологические особенности родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Носкова Марина Владимировна; РГСУ. - М. : [б. и.], 2010. - 21 с. Вопросы психологии: журнал Вестник Московского университета. Серия 14: Психология: журнал // eLibrary.ru Психологический журнал: журнал // eLibrary.ru


Возраст Что происходит с иммунной системой Опасности, которые угрожают человеку 1-й критичес кий период: от рождения до 29 дней Собственная иммунная система не сформирована. Организм новорожденного слабо сопротивляется микробам и Собственная иммунная система не сформирована. Организм новорожденного слабо сопротивляется микробам и вирусам. вирусам. Могут появиться тяжелые вирусно- бактериальные инфекции вплоть до заражения крови. Могут появиться тяжелые вирусно- бактериальные инфекции вплоть до заражения крови.


Возраст Что происходит с иммунной системой Опасности, которые угрожают человеку 2-й критичес кий период: 4–6-й месяцы жизни Материнские антитела исчезают. Если микроорганизмы «атакуют» организм ребенка, его иммунная система уже может дать первичный иммунный ответ, который сопровождается выработкой иммуноглобулинов М, не оставляющих иммунологической памяти. Однако из-за дефицита иммуноглобулина А сохраняется риск развития инфекционных болезней. Материнские антитела исчезают. Если микроорганизмы «атакуют» организм ребенка, его иммунная система уже может дать первичный иммунный ответ, который сопровождается выработкой иммуноглобулинов М, не оставляющих иммунологической памяти. Однако из-за дефицита иммуноглобулина А сохраняется риск развития инфекционных болезней. Дети отличаются высокой чувствительностью к респираторным инфекциям, вирусу гриппа, гепатита. Корь и коклюш протекают нетипично, не оставляя иммунитета. Обостряются аллергические реакции. Начинают проявлять себя наследственные болезни. Дети отличаются высокой чувствительностью к респираторным инфекциям, вирусу гриппа, гепатита. Корь и коклюш протекают нетипично, не оставляя иммунитета. Обостряются аллергические реакции. Начинают проявлять себя наследственные болезни.


Возраст Что происходит с иммунной системой Опасности, которые угрожают человеку 3-й критиче ский период: 2-й год жизни Сохраняется способность иммунной системы реагировать на патоген без развития иммунной памяти (иммуноглобулин М). Система выработки иммуноглобулина А остается неразвитой. Сохраняется способность иммунной системы реагировать на патоген без развития иммунной памяти (иммуноглобулин М). Система выработки иммуноглобулина А остается неразвитой. В этот период контакты ребенка с внешним миром расширяются. Дети становятся чувствительны к вирусным и микробным инфекциям, которыми они могут болеть не один раз. По степени развития иммунной системы дети не готовы к пребыванию в детском коллективе. В этот период контакты ребенка с внешним миром расширяются. Дети становятся чувствительны к вирусным и микробным инфекциям, которыми они могут болеть не один раз. По степени развития иммунной системы дети не готовы к пребыванию в детском коллективе.



Возраст Что происходит с иммунной системой Опасности, которые угрожают человеку 5-й критичес кий период: подростк овый возраст (у девочек 12–13 лет, у мальчико в 14–15 лет) В этот период скачок роста сочетается со снижением защитных свойств иммунной системы. Кроме того, выработка половых гормонов приводит к подавлению иммунной системы. В этот период скачок роста сочетается со снижением защитных свойств иммунной системы. Кроме того, выработка половых гормонов приводит к подавлению иммунной системы. Выработка иммуноглобулина Е снижается, поэтому аллергические кожные дерматиты исчезают, но повышается чувствительность детей к туберкулезу и некоторым другим инфекциям, растет частота появления хронических болезней. Выработка иммуноглобулина Е снижается, поэтому аллергические кожные дерматиты исчезают, но повышается чувствительность детей к туберкулезу и некоторым другим инфекциям, растет частота появления хронических болезней.


Возраст Что происходит с иммунной системой Опасности, которые угрожают человеку 6-й критичес- кий период: старость С возрастом накапливается число хронических заболеваний, ослабляющих организм. Происходит снижение защитных свойств иммунной системы. Обостряются хронические болезни.




1.Используй для закаливания природные факторы: солнце, воздух, воду, разницу в температуре окружающей среды. 2. Помни: главное – постепенно увеличивать время воздействия на организм и дозу любого из факторов закаливания. 3. Обязательно учитывай свои силы и индивидуальные особенности при выборе закаливающих процедур. 4. Закаливание только тогда приведет к успеху, когда оно будет проводиться систематически, регулярно! 5.Необходимо чередовать и комбинировать различные закали- 5.Необходимо чередовать и комбинировать различные закали- вающие процедуры для достижения лучших результатов. вающие процедуры для достижения лучших результатов.


6. Сочетай закаливание с активными движениями – физическими упражнениями, занятием спортом, создай себе положительный эмоциональный настрой – это поможет тебе получить удовольствие от проводимых процедур! 7. Не забывай, сразу после еды проводить закаливающую процедуру нельзя. Надо или подождать 1,5 часа или начинать за 1,5 часа до еды. 8. Обязательно контролируй свое самочувствие в ходе проведения процедур. Оно должно оставаться стабильно хорошим и во время, и в конце процедуры, в процессе тренировок включаются все основные системы жизнеобеспечения, что ведет к повышению их функциональных резервов.