Япония в XVI веке. Исторические события и особенности культуры

Борьба за объединение страны. В XVI в. созрели предпосылки для ликвидации раздробленности страны. Началась борьба за объединение Японии. Один из наиболее могущественных феодалов - Ода Нобунага, заключив союз с феодалами дома Токугава и Такеда, к 1582 г. подчинил 30 провинций страны из 66. Одновременно он провел ряд реформ, многие из которых были направлены на развитие городов и торговли, - строились дороги между отдельными провинциями, ликвидировались местные заставы, ставились препоны ростовщикам. После его гибели в 1582 г. дело объединения Японии продолжил один из его ближайших сподвижников - Тойотоми Хидэёси.

В результате успешных военных походов Хидэёси к концу XVI в. подчинил почти всю Японию и сосредоточил в своих руках военную и административную власть. Для успокоения знати он создал коллегиальный представительный орган из крупнейших феодальных домов.

Была проведена перепись населения и составлен земельный кадастр. Крестьяне прикреплялись к земле и были связаны круговой порукой, налоги устанавливались в зависимости от урожайности и плодородия почвы. Крестьяне должы были платить налоги рисом в размере т/з урожая. Были унифицированы меры площади и веса. Одновременно с земельной реформой был издан указ об изъятии у крестьян оружия. Крестьянам строго предписывалось заниматься только земледелием. Этим указом Хидэёси стремился пресечь возможные попытки крестьянских восстаний.

В области внешней политики Хидэёси ставил своей задачей покорение Кореи, а затем Китая. Его завоевательные планы бы-

ли продиктованы рядом соображений, и прежде всего стремлением консолидировать феодалов и мелких самураев, направитьих энергию на захват новых земель. Он ставил также задачу обеспечить купцов новыми внешними рынками. Однако походы Хидэёси в Корею были безуспешны. Во время одного из них, в 1598 г.,он умер. После смерти Хидэёси при его трехлетнем наследнике был создан регентский совет, в который входили наиболее крупные феодалы. Победителем из начавшейся между ними борьбы вышел Токугава Из -Иэльясу. В 1603 г. Токугава был провозглашен сёгуном. Дом Токугавы господствовал в Японии до середины XIX в.

Режим Токугавы. Создание Токугавского сёгуната было началом нового периода в истории Японии. В это время происходило разложение феодального строя и зарождение капиталистических отношений. При Из -Иэльясу Токугава и его сыне Хидэтада к 1615 г. было завершено политическое объединение страны. Деление на феодальные княжества сохранялось, но эти княжества фактически превратились в судебно-административные округа.

Сохраняя значительные привилегии, феодалы, как и горожане и крестьяне, были заинтересованы в прекращении междоусобиц, являвшихся причиной постоянной нестабильности в стране и тормозом развития производительных сил. Рост городов, развитие ремесла и внутренней торговли создавали предпосылки для формирования единого общеяпонского рынка. Кроме того, объединение страны укрепляло господство феодалов над непосредственными производителями. Для подавления народных выступлений была необходима сильная центральная власть.


Столица государства была перенесена в город Эдо - нынешний Токио. Политико-административная система сёгуната предусматривала полное отстранение императора от государственных дел. Вторым лицом после сёгуна считался его первый министр и главный советник, который назначался регентом в случае несовершеннолетия сёгуна. Высшим совещательным органом был совет старейшин. Власть в провинциях осуществлялась губернаторами;

особые чиновники сёгуна посылались на места для контроля и сыска. Все население делилось на четыре основных сословия - самураев, крестьян, ремесленников и купцов, - вне которых находились парии (эта), нищие, бродячие артисты.

Самурайство - японское дворянство - являлось правящим классом и было неоднородно по своему имущественному положению. Все государственные, гражданские и военные должности предоставлялись исключительно самураям. Интеллигенция также формировалась из самураев. Наиболее состоятельные самураи, имевшие поместья, жили на доходы от земли, другие - за счет жалованья, обедневшие самураи либо поступали на мелкие должности в государственном аппарате, либо занимались самой разнообразной деятельностью.

Крестьянство, составлявшее более 80% населения страны, обрабатывало полученную от феодалов землюна правах «вечной» аренды. Крестьяне были формально свободны, но они находились в кабальной зависимости от феодалов и были прикреплены к земле, не имея права изменять ни место жительства, ни род занятий. Помимо уплаты натуральной ренты - в виде большей доли урожая, крестьяне должны были выполнять многочисленные повинности - строить и ремонтировать дороги, каналы, мосты, предоставлять лошадей для почтовой службы и др.

Вся жизнь крестьян, их пища, одежда, быт и поведение были строго регламентированы соответствующими указами. Крестьянство было уже значительно расслоено. Горожане формально считались более низким сословием, чем крестьяне, однако их имущественное положение было значительно лучше. Ремесленники и купцы были организованы в союзы типа цехов и гильдий. Богатые купцы зачастую возводились в ранг самураев. Крупные феодалы и рядовые самураи нередко попадали в долговую зависимость от купцов и ростовщиков. Некоторые купцы пользовались значительным влиянием в городах и при дворе сёгунов. Японское купечество непосредственно участвовало во внешней торговле с соседними странами, а также вело торговлю с португальцами, испанцами, а позже с голландцами и англичанами.

Однако в XVII в. эта торговля сократилась. Сначала были изданы указы о запрещении христианской религии и деятельности миссионеров; для европейских судов были закрыты все порты Японии, за исключением Нагасаки и Хирадо (1616 г.), в 1624 г. в страну перестали допускаться испанские корабли, а несколько позже был наложен запрет на европейскую литературу (1630 г.).

Так же как и последующие указы об изоляции страны, этот указ прерывал связи Японии с европейскими странами и сыграл отрицательную роль в развитии экономики, науки и культуры. Испанцам и португальцам было совершенно запрещено въезжать в Японию и проживать в ней; другие иностранцы могли проживать лишь на острове Дэсима, близ Нагасаки. Самим японцам запрещалось выезжать из страны. Внешняя торговля велась в весьма ограниченном объеме с китайскими и голландскими купцами, которые могли входить на своих судах в Нагасаки.

Основными причинами изоляции страны было стремление (особенно после захвата Испанией Филиппин) оградить Японию от возможного иностранного вторжения и не допустить усиления позиций настроенных против дома Токугава некоторых влиятельных князей, принявших христианство. Несомненно, серьезные опасения сёгунов вызывали связи этих феодалов (например, с острова Кюсю) с европейцами, они посылали свои посольства в Рим (конец XVI в.), богатели на внешней торговле. Японские крестьяне, принявшие христианство, не раз поднимали восстания. Наиболее крупным из них было восстание в 1637 г. в городе Симабаре (остров Кюсю), известное под названием христианского.

Изоляция Японии способствовала в определенной степени консервации феодального строя в стране.

Политическое положение. В то время, когда в XVI веке в Европе формировалось новое общество - капитализм, в стра­нах Азии продолжали существовать отношения феодального средневекового общества. Одним из таких государств была Япония. В начале XVI века Япония, в результате внутренних междоу­собных войн, практически распалась на ряд мелких государств.

Внутренние междоусобные войны закончились лишь в 1573 году с низвержением династии второго сегуна Асикага.

Воссоединением Японии в единое государство руководил Ода Нобунага - глава одного из могущественных кланов, на долю кото­рого выпала столь высокая историческая миссия. Он же, после напряженной, изнурительной борьбы, в 1573 году лишил Асикага сёгунства. К середине XVI века ему удалось воссоединить почти половину всех провинций.

Ода Нобунага осуществил в стране ряд реформ. Он отменил местные налоги и таможенные выплаты, препятствующие экономи­ческому развитию. Распорядился починить дороги и мосты. Дал право открытию в городах рынков. Стал поощрять внешнеторговую деятельность городов.

При нем были введены в обращение золотые и серебряные мо­неты. Реформы Оды Нобунаги способствовали политическому вос­соединению и экономическому развитию Японии.

Торговая экспансия европейцев. В 40-х годах XVI века в Япо­нию впервые прибыли португальские купцы. В 1543 году порту­гальский купец Мендиш Пинту подписал договор с правителем провинции Бунго о ввозе в Японию, наряду с другими товарами, оружия и пороха в обмен на золото и серебро. Важной стороной проникновения европейцев в Японию стал ввоз огнестрельного оружия и налаживание на острове его производства. Мендиш Пинту способствовал овладению японцами искусства изготовления ог­нестрельного оружия. Вслед за европейскими купцами в Японию начали прибывать католические миссионеры. Они принялись проповедовать среди японцев христианство. После них в Япо­нию стали приезжать испанские католические миссионеры.

Рас­пространению христианского учения в Японии покровительство­вал сёгун Ода Нобунага, так как в тот период предводители буд­дийской религии были на стороне его врагов. Буддизм являлся опорой тех сил, которые выступали против единения Японии. Ода Нобунага поддерживал католических миссионеров еще и потому, что спешил вооружить свою армию огнестрельным ев­ропейским оружием.

Продолжение борьбы за воссоединение Японии. В 1582 году Ода Нобунага стал жертвой заговора. Начатое им дело воссоеди­нения Японии продолжил его близ­кий друг и соратник Тоётоми Хидаёси. Он уничтожил группу заго­ворщиков. Правда, Тоётоми Хидаёси не удалось полностью воссоеди­нить Японию, но тем не менее он добился заметных успехов. Он даже предпринял меры расширить грани­цы Японии за счет соседних госу­дарств.



Так, в 1592 году он напал на Ко­рею, но из-за противостояния ко­рейского народа и военной помощи, оказанной Корее со стороны Китая, планы Хидаёси не осуществились. В 1587 году Хидаёси издал указ о высылке из Японии всех католических миссионеров. В стране разре­шалось пребывание лишь порту­гальских купцов.

Завершение воссоединения Японии. В 1598 году Хидаёси умер. После длительной борьбы сёгунский престол занял Токугава Иаясу. В стране установилась абсолютная власть династии Токугава. Этот клан, хоть и номинально, но сохранил неприкосновенность императорской власти. Потому что для японского народа божествен­ность императора была неоспорима. Куда легче было вести полити­ку от имени императора, чем игнорировать его власть.

Самоизоляция Японии. Токугава продолжил политику из­гнания христианства, начатую Хидаёси. В 1614 году сёгун издал закон, запрещающий христианскую проповедь. Согласно этому закону, христианская религия признавалась врагом империи. Те, кто неуважительно относились к буддийской религии, должны были покинуть Японию. Такая политика не могла не повлиять на отношения между Европой и Японией. В результате, Япония ока­залась изолированной от внешнего мира. Что заставило вести такую политику?

Дом Токугавы счел, что благодаря политике самоизоляции, силы, не желающие подчиниться центральной власти, будут по­давлены, и дело воссоединения Японии будет завершено. С дру­гой стороны, будет оказано экономическое давление на тех, кто монополизировал торговлю с Европой и, тоже, не желает подчи­няться центральной власти.

Опасения сегуна были не напрасны. К этому времени Ин­дия, Индонезия и другие юго-восточные страны были охвачены европейскими рынками, и шла интенсивная колонизация этих стран.

Реформы Ёсимуне. Ёсимуне был самым известным государ­ственным деятелем из рода Токугавы. Это был седьмой сёгун из этого клана. Он правил в 1716 - 1745 годах. При нем были освое­ны новые земли, и он вел политику поощрения целинных земле­дельцев. Ёсимуне совершенствовал систему оросительных соору­жений. Издал закон, запрещающий куплю-продажу и сдачу в за­лог земли. Большое значение имел изданный при нем сборник законов „Указ из 100 пунктов", регулирующий жизнь общества и страны.

Ответ оставил Гость

Ния состояла из разрозненных княжеств - даймеров, во главе которых стояли влиятельные князья (феодалы) - дайме. Под их руководством служили дворяне-самураи. Несмотря на то, что официально страной руководил император, политическая власть была в руках сегуна.

Одним из главных исторических событий того времени было объединение трех островов Японии в единое централизованное феодальное государство. В объединении страны большую родь играли исторические личности: крупный землевладелец - Нобинага, крестьянин - Хидэёси и феодал - Иэясу.

Создав сильную боевую армию, они сохранили страну от гражданской войны. Токугава Иэясу в процессе объединения страны овладел большими территориями. Почти одна седьмая часть Японии стала принадлежать ему. В принадлежащей ему части он создал город Эдо, который позже стал называться Токио.

В 1603 г. Токугава Иэясу принял наследственный титул сегуна (великого полководца), то есть стал новым военным властелином Японии. В истории Японии этот сёгунат стал последним (третьим) и был известен под названием сёгуната Токугава. С этого времени около 250 лет Япония управлялась династией Токугава.

Господствующий феодальный класс был разделен при Токугава на несколько разрядов. Придворная знать - кугэ, формально занимала самое привилегированное положение, но фактически власти не имела. Как и император, они получали содержание от сёгуна.

Военное дворянство образовывало сословие самураев, верхушку которых составляли владетельные князья - дайме, после самураев шли крестьяне, затем - ремесленники и последнюю ступеньку занимали торговцы (купцы).

Токугавский сёгунат утвердился в период, когда в Японию началось проникновение европейцев. Еще в XVI в. Японию открыли португальцы, которые в течение 50 лет вели торговлю с японцами. В 1552 г, в Японии появились испанцы, затем голландцы и англичане. В Японии стала распространяться христианская религия, которую проповедовали среди японцев миссионеры из Европы. Сначала японцы поддерживали миссионеров и иезуитов, но затем поняли, что под маской религии европейцы пытались ограничить независимость Японии, захватить ее.

Принятый в 1587 г.

Декрет узаконил выдворение из страны всех миссионеров-христиан в 20- дневный срок. В противном случае они приговаривались к смертной казни. Но этот закон не был направлен против коммерции. Иностранные торговцы могли заниматься коммерцией и оставаться в стране сколько им потребуется, но если торговцы содействовали проникновению миссионеров, то их имущество конфисковывалось.

Принятый Декрет должен был обеспечить безопасность Японии и сохранить ее независимость.Токугава Хидэёси одним из первых понял, какую угрозу несут в себе японцы, принявшие христианство, так как европейцы, посылая миссионеров и пропагандируя христианскую веру, надеялись убедить принявших ее японцев помочь в завоевании страны.

Однако в эпоху сёгуна Токугава Иэясуни отношения с иностранцами еще были дружескими. Он уделял большое внимание развитию внешней торговли. После его смерти в стране начались преследования людей, принадлежавших к христианской вере. Миссионеры были изгнаны из страны, а японцев, принявших христианскую веру, заставили отказаться от этой религии.

Изменилась и политика торговли с иностранцами. Японцы стали препятствовать вмешательству иностранцев во внутренние дела страны.В 30-х гг. XVII в. правительство сёгуна Токугава Иэмицу приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира.

С 1624 г. англичане перестали посещать Японию. В том же году из страны были выдворены испанцы, которые считались самыми опасными противниками независимости Японии. Согласно изданному указу, заниматься торговлей за границей имели право только лица, не принадлежавшие к христианской религии.

И, наконец, в 1636 г. были выдворены португальцы, и Япония полностью "закрылась" для иностранцев. Всем японцам, независимо от их вероисповедания, запретили выезжать за границу.

Из-за границы в Японию под страхом смертной казни не мог приехать ни один японец. В стране оставалось несколько голландц

Третий сёгунат и политика «изоляции»

После того, как умер Тоётоми Хидэёси, на престол взошел Токугава Иэясу. В 1600 году, при помощи аристократии, он победил в битве при Сэкигахара род Тоётоми и в течение дальнейших 15 лет уничтожил этот род.

В 1603 году император дал Иэясу титул сёгуна и создал новый сёгунат в городе Эдо.

Период существования данного правительства самураев принято называть эпохой Эдо (1603-1867).

Япония 17-19 век

Во время главентсва сёгуната Япония являлась федерацией. Четвертью территории государства владел род сёгунов Токугава, а остальной частью - триста провинциальных владык даймё. Даймё разбивались на классы «родичей», «старинных вассалов» и «новых вассалов», в соответствии со степенью подчиненности сёгуну. Они владели личными независимыми уделами ханы, площадь которых устанавливало столичное руководство. Для предупреждения мятежей правительство урезало политические возможности подданных «Законами военных домов», кроме того уменьшало богатства их владений необходимыми поездками в резиденцию правительства в Эдо. Сёгунат также забрал все земельные наделы дома императора, поручившись содержать их за свои средства.

В первой половине 17 столетия правительство Японии было заинтересовано во взаимодействии с государствами Европы и остановило гонения христиан. Пытаясь развить межгосударственную торговлю и получить от нее большую часть выгоды, сёгунат в 1604 году сделал необходимым лицензирование японских кораблей, отбывавших за рубеж в Юго-Восточную Азию. Вместе с тем, борьба в Японии протестантских Голландии и Англии с одной стороны и католических Португалии и Испании с другой, угрожала втянуть Японию в войну этих стран. Из-за этого Япония начала проводить политику по ограничению связей с Европой и её колониями, позже названную сакоку.

В 1614 году сёгунат наложил запрет на христианство, считая, что это средство зарубежного воздействия. Тысячи японских христиан были подвергнуты гонениям, а отъезд за границу, где была возможность принять крещёние, был невозможным. По этой причине в 1637 году некоторые крестьяне и самураи острова Кюсю, которые исповедовали христианство, устроили мятеж в Симабаре. Сёгунат в течение года усмирил восставших, и в 1639 году, чтобы полностью ликвидировать христианство, издал указ, запрещающий американским и европейским кораблям прибывать в Японию. Поблажки давались Голландии, суда которой, оказавшие помощь в подавлении восстания, получили исключительную возможность торговать на искусственном острове Дэдзима в Нагасаки.

Пытки христиан

С 17 по середину 19 столетия, невзирая на разрыв связи с Европой, Япония сохраняла политические и торговые отношения со своими старыми компаньонами: Кореей, Китаем, Рюкю. Японцы торговали с этими странами на Цусиме, Дэдзиме, Сацуме и южной части Хоккайдо.

Социально-экономическое развитие Японии в 17-19 веках

Японский социум эпохи Эдо был сословным и делился на 4 крупных класса: воинов-самураев, крестьян, торговцев и ремесленников. Государством управляла исключительно самурайская знать. В классовую систему не входили парии, занимавшиеся черным трудом: утилизацией отходов, тюремной службой, уборкой. Главенствующими религиями являлись буддизм и синтоизм. Присутствовал порядок регистрации жителей при буддистских монастырях по району проживания. Христианство не было разрешено, из-за чего его приверженцы пребывали в подполье. Официальной идеологической философией государства являлось неоконфуцианство, которое получило наиболее сильную популярность в период владычества Токугавы Цунаёси и во время деятельности исследователя Араи Хакусэки. Его преподавали в национальной академии, которая была создана Хаяси Радзан. Под воздействием неоконфуцианства был основан кодекс самураев бусидо.

Приход европейцев в Японию.

В 15 столетии в Западной Европе начался период великих географических открытий. В 16 веке европейцы - торговцы, миссионеры и военные - обратили свое внимание на Восточную Азию.

В 1543 году представители Европы достигли японского острова Танэгасима. Они дали японцам огнестрельное оружие, выпуск которого вскоре был установлен по всему японскому архипелагу. В 1549 году в город Кагосима приехал иезуитский миссионер Франциск Ксаверий, который первым сообщил японцам о христианстве.

Япония 16 век

В Японию принялись наведываться испанские и португальские торговцы, исполняющие обязанности перекупщиков в торговле Восточной Азии, меняя товары из Европы и Китая на японское серебро. Так как европейцы приезжали из поселений на юге, японцы именовали их «южными варварами».

Корабль Португалии (17 век)

Церковь Додзаки (Гото, Нагасаки)

Японским правителям была выгодна торговля с чужеземцами, поэтому они с удовольствием встречались с купцами и миссионерами, иногда даже становились христианами. Например, Омура Сумитада,первый правитель-христианин с острова Кюсю, даровал Обществу Иисуса город Нагасаки, позднее ставший японским «окном в Европу». При поддержке региональных владык христиане построили церкви в Ямагути, Сакаи, Киото. Во второй половине 16 столетия в Японии проживало порядка 300 000 христиан. Наиболее высокопоставленные из них впервые послали в 1582 году японскую делегацию к Папе Римскому, которая

Объединение Японии 16 век

В начале 16 века на Японских островах продолжались междоусобицы между самурайскими родами. После того, как разобщенность государства стала социально-политической нормой, нашлись люди, стремящиеся объединить Японию. Ими стал руководить Ода Нобунага, богатый правитель провинции Овари. При помощи сёгуна, он взял в 1570 году Киото и в течение трех лет уничтожил ослабевший сёгунат Муромати. Вследствие поддержки христианства и благодаря применению огнестрельного оружия, Нобунага за десятилетие смог захватить наиболее важный регион Кинки и весь центр Японского архипелага. С течением времени он осуществлял замысел объединения Японии: безжалостно усмирял децентрализующие возмущения аристократии и буддистов, помогал возрождению авторитета императорской власти и восстанавливал подорванную междоусобицами экономику.

Нобунага (16 век)

Истребление мятежных буддистов

В 1582 году Нобунага был убит своим генералом, так и не реализовав свой план. Однако политику единства Японии возобновил его одаренный подданный - Тоётоми Хидэёси. Он разгромил оппозицию старейшин и захватил автономные родовые государства региональных правителей. В 1590 году Хидэёси полностью объединил Японию, и принялся самолично руководить государством. По его приказу был написан Всеобщий японский земельный кадастр, уничтоживший систему частных владений и устанавливающий степень эффективности земель. Земельные наделы отдавались крестьянам, которые были обязаны платить государству налог в соответствии с этой степенью. Кроме того, Хидэёси осуществил общественное преобразование, поделив жителей на военных распорядителей и гражданских подданных методом изъятия оружия у гражданских. В конце жизни Хидэеси вступил в военный конфликт с Кореей и преследовать и уничтожать христиан, что стоило власти его отпрыскам.

Осака, «столица Хидэёси»

Культура Момояма 16 - 17 век

Культуру Японии конца 16 - начала 17 столетия называют культурой Момояма, по наименованию резиденции Тоётоми Хидэёси. Данная культура основывалась на принципах богатства, величественности и мощи. Самыми оригинальными примерами их реализации стали японские замки с монументальными высшими башнями в Осаке,Адзути, Химэдзи, Момояме. Снаружи эти постройки были отделывались позолотой, а внутри - картинами лучших художников того времени Кано Санраку, Кано Эйтоку, Хасэгава Тохаку.

Замок Химэдзи

«Китайские львы» художника Кано Эйтоку

Замки преобразовались в театральные площадки для постановок театра Но, в которых играли знаменитые актеры трупп Кандзэ и Компару, и места проведения чайных церемоний, которыми заведовали мастера, такие как Сэн-но Рикю.

В обществе простолюдинов, в частности в больших городах, получили популярность гедонистические учения (удовольствие является целью жизни) и увлечение всем ярким и необычным. Именно в народном обществе был придуман «чудаковатый» танец Кабуки, позже ставший независимым видом театрального творчества. Одновременно был основан новый стиль рифмованной прозы дзёрури, которая читалась под звучание привезеного с Кюсю музыкального инструмента сямисэн.

Основной особенностью культуры Момояма являлась её распахнутость влиянию Европы. Иезуиты завезли на Японские острова новые знания в сфере медицины, астрономии, книгопечатания, морской навигации и изобразительного искусства. Японцы сильно интересовались заграничным, и даже некоторые начали носить европейскую одежду и делать «южных варваров» героями своих картин и повестей. Кроме того в японский язык попал ряд испанских и португальских слов.