Разработка технологического процесса изготовления жгутов. Столы для жгутов

Жгутовое производство XXI века требует новых технологических подходов при производстве жгутов проводов. ТЕРМОПРО предлагает новые сборочные столы для раскладки и вязки жгутов серии «МОНОЛИТ», которые предназначены для замены морально устаревших фанерных плазов на отечественных предприятиях.

Устаревшие решения

Существующие решения представляют собой листы фанеры, с нанесенной на бумагу структурной схемой жгута и жёстко установленными штырями, в узловых точках жгутов.

Новое решение для производства жгутов

Новые столы для жгутов серии «МОНОЛИТ» изготовлены из Российского алюминиевого профиля. Повышенная жесткость рамы обеспечена литыми, угловыми усилителями. Солидная конструкция столов для производства жгутов дополнена элементами быстрой замены сборочных плазов.

Вариант компактного стола


Наклонный секционный стол для раскладки и вязки жгутов 2000 х 1500 мм

Очень прочная и жесткая конструкция, но благодаря высококачественным колесам с тормозным фиксатором монтажный стол для жгутов может быть перемещен в любую точку цеха за несколько минут. Для смены рабочего плаза тербуется вручную отвернуть лишь 4 гайки, что занимает не больше минуты..

Тот же наклонный секционный стол для раскладки и вязки жгутов

(регулировки наклона - горизонталь или 60-80 градусов от горизонтали).


Тот же стол для раскладки и вязки жгутов с опущенным подрамником

Два соединенных между собой стола. На производстве жгутов проводов такие столы можно объединяться в группы по несколько штук для вязки длинномерных жгутов.


Горизонтальный секционный стол для раскладки и вязки жгутов любой длинны.

Секционные столы для производства жгутов большой длины поставляются на регулируемых опорах и объединяются в монолитную конструкцию непосредственно в производственном помещении.

Гибкое решение

Производство жгутов на сменных плазах двух типов повышает гибкость при производстве жгутов, а также сокращает период простоя при переналадке на изделия с другой структурой жгута.

Российское производство

Компания ТЕРМОПРО производит современные столы для производства жгутов в соответствии с требования Вашего технического задания. Мы готовы адаптировать под Вас имеющиеся решения. Нет ограничений по габаритам столов - длине, ширине, высоте. Мы сделаем так - как удобно именно Вам!

Для понимания последовательности процессов сборки любого жгута, в данном разделе мы хотим ввести общие понятия о структуре жгута, которые будут далее встречаться в каталоге. Жгут, как любой физический предмет, делится на части, которым можно дать названия. На рисунке 1 показан образец жгута с выносками, которые обозначены цифрами, в соответствии с определённой частью жгута:

1. Ствол жгута - часть с максимальным количеством проводов, которые собраны в пучок;
2. Ответвление - отходящий от ствола или другого ответвления пучок проводов;
3. Место ответвления - участок расхождения двух и более пучков;
4. Наконечники – элементы, которые позволяют осуществлять монтаж либо демонтаж жгута с холодными контактами;
5. Соединительные устройства – это устройства, которые позволяют в комплекте с наконечниками одновременное соединять одну или несколько пар «штырь - гнездо».
6. Защитные элементы – резиновые технические изделия, которые предназначены для механической защиты мест соединения наконечников (либо соединительных устройств) с приборами, электрооборудованием различных транспортных средств.

Надёжная (эксплуатация) автотракторного электрооборудования в значительной степени зависит от того насколько надёжна автотракторная электропроводка, которая представляет собой либо отдельный (изолированный) (гибкий)(металлический), (алюминиевый) или (медный) (провод), либо (электрокабель) – несколько скрученных вместе изолированных проводов, имеющих, для удобства монтажа, разные (цвета), и покрывающая их (оболочка).Нагрузочная способность проводов и кабелей зависит от того, какое (сечение) имеет металлическая (жила), проводящая ток.

(Трактор), так же как и (мотороллер) или (мопед), во время работы, как правило, имеет (повышенный) уровень вибрации, которая передаётся на провода и(может), в случае если (гибкость) провода недостаточна, вызвать его обрыв. Ещё хуже если в результате вибрации происходит (продавливание) кабеля, чем нарушается его (изоляция). При нарушении изоляции соседних проводов, между которыми существует (напряжение), происходит короткое замыкание, сопровождающееся искрой. Учитывая, что (дизельный) мотор трактора всегда имеет на поверхности (масло) и вытекающее (топливо), может возникнуть (горение) и, как следствие, пожар. Поэтому (основной) и (общий) приоритет при выборе проводки, учитывая (повышенный) уровень пожарной опасности, (согласно) существующих норм, должен отдаваться проводам и кабелям повышенной гибкости.


Автомобильный провод пгва применяется при монтаже технического электрооборудования. Многопроволочная круглая жила ССА, сделанная из алюминия, покрытого бескислородной медью, придает ему повышенную гибкость. Это делает его незаменимым, когда монтаж приходится производить в ограниченном пространстве, многократно перегибая провод. Наружная оболочка, сделанная из прочного ПВХ-пластиката, защищает пгва от контактов с топливом и маслом, а также предохраняет его от ударов, продавливания и растрескивания. Она бывает белого, желтого, зеленого, красного, синего, фиолетового, оранжевого, розового, голубого, серого, черного цвета или двухцветной в виде полос указанных цветов. Экран выполнен из композиционного фольгированного материала. Одиночно проложенный провод не распространяет горение. Он может использоваться при температуре от -40 до +70 градусов, если относительная влажность воздуха меньше 90%, в условиях большей влажности - до +27 градусов. Допустимое рабочее напряжение – до 48 вольт. Строительная длина провода для сечения 0,20-25,0 кв.мм – не менее 100м, для сечения 35,0-95,0 кв.мм – не менее 50м. Радиус изгиба – не менее 10 наружных диаметров.


Провода марок пгва, пгва-т, пгва-хл, пгва-у, пгваэ, пгваб, пгвад, пгват могут использоваться для соединения автотракторных приборов и электрооборудования, а также в электрической проводке малолитражных и полнообъемных автомобилей, малотоннажных и крупнотоннажных грузовых транспортных средств, автомобилей, автобусов, прицепов, мопедов, мотороллеров, снегоходов, комбайнов и прочей самоходной техники.


Автомобильный провод пгва может эксплуатироваться в воде и на суше в зонах с холодным, умеренным и тропическим климатом. Срок его службы составляет десять лет при гарантийном сроке три года. Отечественными производителями провода являются Рыбинсккабель, Автопровод, Беларуськабель, Самарская кабельная компания, Кольчугинский кабельный завод, Чувашкабель, Уралкабель и др. За рубежом его производят такие компании, как ТКD Kabel, Reka Cables, Draka NK Cables и т.д.

Все знают, что (автомобиль) не поедет без двигателя, и это, безусловно, правильно, но и автомобильная проводка, тоже, является тем, без чего движение автомобиля невозможно. Потому что для запуска двигателя необходима (система) зажигания, основными элементами которой являются катушка зажигания и (свеча), вырабатывающая электрическую искру, поджигающую в цилиндре топливную смесь, которая, сгорая, и заставляет (двигатель) работать. А (напряжение) на катушку подаёт (генератор), который запускается при помощи стартера, прокручивающего коленвал, а (электрический) (импульс) стартеру даёт (автомобильный) (аккумулятор). И для того, чтобы электрический ток поступал ко всем этим агрегатам, необходим проводник, которым, упрощённо, является (изделие), составные части которого - это металлический (провод) и (изоляция), которой снаружи покрыт провод.


Кроме системы зажигания,(питание) которой осуществляется через (высоковольтный) провод, автомобиль имеет много (проводок), которые подают (ток) на низковольтное (электрооборудование) такое как - (бортовой) компьютер, (аудиосистема) и её (акустика), фары, (лампа) освещения салона и т.д. Проще говоря, (функция) проводки в автомобиле – создать (цепь) и обеспечить (процесс), при котором (электроэнергия) по этой цепи от источников передаётся к потребителям.


Скрепление проводов в жгуты исполняется бандажом, который выполнен липкой ПВХ-лентой (ГОСТ 16214 – 70), зубчатыми хомутами из термопластичных полимеров - кабельными стяжками (ГОСТ 22642.3-80, рисунок 5) при помощи специальных инструментов или вручную, приваркой к скрепляющему элементу (лента ПВХ или один из проводов жгута в виде зигзага) проводов, которые разложены на одной плоскости.


В зависимости от предпочтений потребителей в жгутах провода могут быть защищены, а также скреплены в жгут ПВХ-трубкой.


Трубка из ПВХ наряду со спиральной лентой на жгуте закрепляется бандажом и способами, которые исключают её перемещение или разматывание соответственно. Термоусаживаемая трубка защитит концы гофрированной трубки, также применяют специальные резиновые чехлы, подбираемые по диаметру трубок.


Бандаж накладывают в местах ответвлений и на самих ответвлениях так, чтобы между бандажом было расстояние не более 250 мм, при условии, что на чертеже расстояние не указано. Разветвители устанавливают в месте ответвлений на жгутах в гофрированных трубках, дабы предупредить перемещение трубок на стыках, защитив места ответвлений от различных механических воздействий.


Тенденции развития контрактных производств в Европе и России имеют много общего. Европейские производства ориентируются на малые партии, короткие сроки изготовления. Для привлечения клиентов уже традиционным стало оснащение контрактных производств жгутовыми участками, чтобы комплектовать готовую продукцию (собранные печатные платы, электронные блоки) устройствами подключения и соединения.


Опыт работы нашей компании на рынке производства жгутов заставляет обратиться в уважаемое издание, чтобы дать возможность специалистам в России корректно выбирать оборудование для производства жгутов. При правильном выборе оборудования полностью закрываются собственные потребности и появляется возможность дополнительной прибыли. Это важно, так как оснащенное высокотехнологичным и ликвидным оборудованием предприятие дает стабильный доход.

Современный жгут

В условиях серийного или массового производства при широкой номенклатуре использовать пайку (сварку) невозможно, поэтому применяется только опрессовка. За последние десятилетия наработан огромный класс соединителей, использующих опрессовку. Наиболее широкий ассортимент предлагает компания Tyco: практически для любой отрасли промышленности есть системы проверенных и аттестованных соединителей. Качество опрессовки намного выше пайки, если операции выполняются в точном соответствии с технологией, сама технология позволяет контролировать качество каждого соединения, поэтому даже в военной технике и авиации опрессовка вытесняет пайку.

Жгуты современного автомобиля (рис. 1) и стиральной машины уже давно стали высокотехнологичным продуктом. Отказ одной цепи приводит к отказу всей системы в целом. Поэтому к качеству жгута предъявляются самые высокие требования. Идеальное жгутовое производство поставляет продукцию прямо на конвейер без входного контроля. Это выгодно и потребителю, и изготовителю.

Стоимость владения

Классический пример для понимания «стоимости владения» - автомобиль Mercedes. Всем известно, что это не дешевый автомобиль. Но при этом такси в Европе (и не только) - Mercedes. Причина в высокой надежности, значительном ресурсе, доступности запасных частей (рис. 2), а в конечном результате - разумная и даже низкая «стоимость владения» и высокая ликвидность машины, которая постоянно в работе. То, что важна не цена, а стоимость владения (!), осознали и компании-перевозчики в России. Сейчас «Газели» в пассажирских перевозках активно вытесняются и «Мерседесами», и «Фордами», даже ГАЗ нашел альтернативу LCV в Англии. Причины - низкий ресурс отечественных автомобилей, цена его после трех лет эксплуатации (ликвидность) падает до нуля.


Аналогичная ситуация складывается и на рынке оборудования. Поэтому компании, приобретающие оборудование для стабильного производства, отдают предпочтение известным мировым фирмам, ориентируются на опыт эксплуатации их оборудования, например в Leony, Yazaki, Valeo и др.

Безусловно, есть огромный класс задач, где применение дешевых или «бюджетных» вариантов возможно. Такие потребители ориентированы на узкие товарные рынки, предпочитают бороться за цену в ущерб качеству.

Классы машин для изготовления жгута

Производство жгута с применением систем автоматизации разбивается на несколько важных этапов - изготовление «подсборок» или деталей жгута, сборка или «вязка» жгута и его маркировка, контроль параметров (проверка цепей, электрических и даже механических параметров). Для каждого вида подсборок и в зависимости от ожидаемой производительности выбирается машина определенного класса:

  • Настольные машины , механизирующие операции, качество которых не может гарантировать ручной инструмент: машины зачистки сложного (многослойного, коаксиального) провода (кабеля), машины опрессовки (прессы) наконечника на жилу, машины изготовления витой пары. Подобные машины работают «в паре» с человеком - оператором, задача оператора - правильно подать заготовку, а машина с высокой точностью и надежностью выполнит ряд операций. Расчетная цифра для оценки эффективности - 8 тыс. операций опрессовки в смену, это предел для квалифицированного оператора пресса для установки наконечников.
  • Автоматы резки-зачистки применяются для изготовления заготовок для подсборок. Для нормальной работы машины оснащаются дополнительными устройствами подачи провода, укладки готовой продукции, маркировки. Наиболее широко подобного класса машины используются при изготовлении деталей жгута в светотехнике, энергетике, в транспортном машиностроении. Здесь нет сложных жгутов и нет больших объемов. Производительность в пределах 5 тыс. заготовок в смену более чем разумна для подобных производств.
  • Автоматические линии ориентированы на массовый выпуск продукции. В одном цикле на заготовке выполняются резка-зачистка, маркировка, установка наконечников, подборка партий. Компания KOMAX, производящая оборудование для комплексной автоматизации, предлагает потребителю автоматические линии специального применения: для электроники, для жгутов бытовой техники, жгутов автомобильных, жгутов для авиации и транспортного машиностроения. Автоматические линии позволяют выпускать около 5 тыс. заготовок в час.
  • Автоматы сборки жгутов - отдельный класс оборудования, ориентированный на массовый выпуск жгутов или подсборок. Машины подобного класса выпускают жгуты для бытовой техники (IDC-жгуты), для энергетики (детали распределительных шкафов), для автомобилей (жгуты ABS, датчиков, FFC-FPC, для телекоммуникаций).

Важное замечание

Класс машин (автоматов или полуавтоматов), применяемых для изготовления жгута, определяется производительностью и функциональным назначением оборудования. В характеристиках практически всех производителей присутствуют таблицы или графики, демонстрирующие деталь жгута, и на ее примере показывается число заготовок в час в зависимости от длины. Некоторые производители оборудования в погоне за внешним эффектом замалчивают одну простую истину: исходный материал (провод или кабель) имеет конечные механические свойства, при высоких скоростях подачи провода неизбежны его повреждения (обрыв внутренних жил). Поэтому показатель числа заготовок в час не есть показатель качества. Практика применения как зарубежными, так и отечественными производителями это подтверждает.

При установке предельных скоростных режимов работы (при этом часто отключаются встроенные системы контроля качества, если они есть) значительная часть готовой продукции (по нашему опыту - не менее 12%) - брак. Во время выставки Электро-2004 мы провели сравнительные испытания KODERA и KOMAX. Результат - скорость обработки на KODERA выше на 10%, но в брак ушло более 15%, а вот у KOMAX - 0%.

Решения для электроники

Электроника, как правило, работает с проводами малых и сверхмалых сечений, наиболее распространенные операции: выполнение перемычек с лужением; установка миниатюрных наконечников.

KOMAX Kappa 225

Изготовители электроники и спецтехники традиционно используют МГТФ малых сечений. «Любимый» провод электронщиков весьма капризен в обработке на автоматах (рис. 3). Но в линейке машин KOMAX есть удачное решение для его обработки. Данная машина за счет использования четырех сервоприводов позволяет обрабатывать провода и больших сечений (табл. 1).

Таблица 1. Технические характеристики KOMAX Kappa 225

Практически весь диапазон традиционных проводов в электронике «закрывается» этим автоматом. Komax Kappa 225 традиционно используется в производстве жгутов (табл. 2) для автомобилей и для бытовой техники, на вспомогательных и заготовительных операциях.

Таблица 2. Основные операции KOMAX Kappa 225

Более 10 лет практики применения этих машин показывает их высокую эффективность (рис. 4) и надежность. Отдельно следует отметить, что часто машины приобретаются для решения специальных задач изготовителя спецтехники, но становятся источником дополнительной прибыли, стабильного дохода, так как позволяют эффективно выполнять и сторонние заказы (рис. 5).


Компания предлагает множество типовых решений на базе машин серии Kappa: для производства патч-кордов ВОЛС, линий маркировки (термической или струйной) провода (кабеля) для транспортного машиностроения, с дополнительным оборудованием - хорошее решение для выполнения заготовок при производстве светотехники.

KOMAX Gamma 255

Специально для электроники компания Komax предлагает машины серии Gamma (рис. 6). Наиболее интересный автомат обработки для «электронщиков» - Komax Gamma 255. В этом «универсале» можно провести обработку провода сечением 0,0123 мм, выполнить операцию лужения, пайки («верхний» предел- 2,5 мм 2) и скрутки жил после зачистки (табл. 3, рис. 7). В электронике часто приходится выполнять соединения пайкой перемычками малых размеров. Специально для этого есть функция резки-зачистки-пайки с двух сторон (рис. 8), минимальная длина перемычки - 15 мм. Машина компактна, требует минимума площади для размещения. В Европе контрактные производители печатных плат, электронных блоков и устройств отдают предпочтение именно этой машине.

Витая пара представляет собой альтернативу коаксиальному проводу в некоторых измерительных цепях.

Специально для автомобильных и измерительных систем компанией создан автомат изготовления витой пары bt188. Опыт эксплуатации в России показал высокую эффективность его применения, так как попытки выполнять операцию скрутки с помощью «подручных» средств приводят к повреждению изоляции жил провода, деформируют провод, гарантии качества нет и быть не может (рис. 11).


Технические характеристики:

  • Поперечные сечения: 2×0,08 до 2×2,5 мм 2 ;
  • С доп. оборудованием: 3 или 4×0,08 до 2,5 мм 2 ;
  • Длина скрутки: 8–50 мм;
  • Длина нескрученных концов: 25–85 мм, регулируется;
  • Длина готовой витой пары: 50–2500 мм (с доп. оборудованием - до 999,9 мм):
  • Электропитание: 115/230 В, 50/60 Гц;
  • Давление сжатого воздуха: 4–6 атм.;
  • Габариты (Д×Г×В): 3792×585×1230 мм;
  • Производительность: около 330 шт/ч.

В рамках обзорной статьи нельзя описать все решения KOMAX для электротехники, автомобилестроения, широкую гамму машин для обработки провода, автоматизации сборки для медицины, солнечных батарей, и даже ножей (знаменитых VictryNox), поэтому здесь представлены только «живые» решения для электроники.

Машины для перспективных технологий

Соединители IDC (Insulation Displacement Contact) впервые появились в электронике. Идея «прорезных» контактов оказалась живучей, сейчас IDC-соединители широко применяются в электронике, бытовой технике и автомобилестроении. Появились соединители, выдерживающие до 10 А - и это не предел. Применение IDC-соединителей позволило значительно сократить цикл изготовления жгута.

Наиболее широко такие соединители применяются в производстве бытовой техники и электроники.

В линейке автоматов для IDC у компании KOMAX есть несколько решений (автоматические линии, автоматы сборки жгутов) - машины серии Zeta и Lambda.

Для работы в полуавтоматическом режиме мы рекомендуем полуавтоматы Stocko (Германия), а для ручной сборки (набивки) IDC-соединителей - инструмент Tyco.

Машины KOMAX и Stocko оснащены системами контроля качества соединения. На рис. 12 приведен шлиф IDC-соединения.


Обращение к электронщикам

К сожалению, приходится констатировать, что специалисты, выбирающие оборудование, не всегда понимают технологию изготовления жгута с применением автоматов и полуавтоматов. Во многом это связано с тем, что специалистов-машиностроителей с практическим опытом становится все меньше. Зачастую, увидев машину «легкую и изящную», они забывают о том, что станок не может работать без надежной и мощной рамы, что деформации, возникающие в процессе работы, «разбивают» модные алюминиевые профили, сбиваются механические настройки.

При выборе оборудования старайтесь получить рекомендации лиц, эксплуатирующих оборудование, а не продавцов. К сожалению, продавцы по известным причинам делают акцент на цену, а не на потребительские свойства. Требуйте от поставщиков (продавцов) данных по ресурсу и стоимости основных запасных частей и расходных материалов, стоимость обслуживания (негарантийного) - час (день) работы специалиста, минимум услуг, которые вы должны будете обеспечить для его работы. Очень часто эти расходы являются значительными (до 1500 евро в день!). Оцените отдельно стоимость простоя (!). При этом можно получить очень интересные цифры, которые сведут на нет всю «псевдоэкономию».

При выборе инструмента для опрессовки (аппликаторов) требуйте данных по ресурсу деталей. Слишком часто в погоне за низкой ценой можно получить аппликатор, который не выдержит и 10 тыс. циклов. Если вас интересует качество и высокая ликвидность (возможность продать), используйте только аппликаторы Mecal (Италия) - их ресурс составляет более 3 млн циклов. Мало того, что они «неубиваемые», они еще и ликвидный товар.

В настоящее время мы на пороге бума в электронике, электротехнике, автомобилестроении. Компании, начавшие в России производство автомобилей и бытовой техники, в 2008–2009 годах выйдут на свои проектные мощности. Все связаны с Правительством России обязательствами по локализации своих производств. Сама производственная логистика показывает, что ввоз (даже из «дешевого» Китая) деталей и узлов для SKD-сборки станет невыгодным в ближайшее время. Конвейер нацелен на внутренний рынок, производство ориентировано на сбыт, поэтому держать огромные запасы узлов и деталей становится дорого и нецелесообразно: складские запасы достигают десятков кубометров и сотен тысяч евро!

В августе-сентябре в Москве прошла выставка «МоторШоу» (MIMS и «Интеравто»). Этот автосалон оказался фактически выставкой китайского автопрома в России. Обилие китайских производителей автомобилей и автокомпонентов поражает, впечатляет, шокирует. Сейчас большая часть автосборочных производств и производств бытовой техники по требованиям российского Правительства должна быть локализована. Перед «контрактниками» открывается широкое поле для взаимодействия со сборочными производствами. Автомобили «напичканы» электроникой, обвиты проводами и жгутами. Приведу краткий перечень предприятий, осуществляющих сборку в России:

  1. Автомобилей (с указанием проектной мощности некоторых): Renault/«Автофрамос» - 160 тыс.; Hyundai/Таганрог - 100 тыс.; VW/Калуга - 250 тыс.; Ford/Всеволожск - 120 тыс.; Chery/«АвтоТор» (200), DM-Geely/Свердловская обл.; KIA/Ижевск; Toyota (200), Nissan (100), GM-DC/СПб-Шушары; SsangYong/Набережные челны; Fiat/Елабуга; Chrysler/ГАЗ; FAW/Гжель; GWC/Елабуга; Isuzu/Ульяновск - и это еще не все.
  2. Производств бытовой техники СПб/BSH (Bosch-Siemens-Hausgerete), Electrolux; Орск/Merloni, Липецк/Indesit и Stinol, Владимир/BEKO, Киров/Candy, Руза/LG, Samsung.

Число компаний не уменьшается, подобные проекты есть в транспортном машиностроении, авиации. У производителей электроники появляется широкое поле для деятельности, возможности расширения своих производств. Сертифицированным «контрактникам» значительно легче вписаться в программы локализации. Не упустите свой шанс, не учитесь на своих ошибках. Опыт работы со сборочными производствами показывает, что потребность в ваших услугах есть.

Конструкции жгутов определяются особенностями конструкций аппара­туры и требованиями к обслужива­нию. Жгуты (рис.7.10) делятся на межблочные и внутриблочные, кото­рые в свою очередь подразделяются на простые (прямые) (а),с ответвле­ниями (б),сложные (в),с замкнутыми ветвями (г).

Рис.7.10.Виды жгутов

В зависимости от конструкции жгута для его изготовления применяют плоские и объемные шаблоны. Пло­ский шаблон представляет собой ос­нование из изоляционного материала, на котором нанесен рисунок жгута и в соответствии с трассировкой распо­ложены металлические шпильки с изоляционными трубками. Для фик­сации концов проводов предусмотре­ны специальные зажимы. Между шпильками укладывают монтажные провода.

Повышения производительности изготовления жгутов и исключения ошибок монтажа добиваются путем применения электрифицированных шаблонов, в которых концы монтаж­ных проводов фиксируются специаль­ными зажимами, электрически свя­занными с сигнальными лампочками. Лампочки и зажимы коммутированы таким образом, что при правильной укладке и фиксации провода загора­ются поочередно лампочки 1-й трас­сы, затем 2-й и т д. (рис.7.11.).

Рис.7.11.Схема электрифицированного шаблона

Провод прокладывается по трассе шабло­на, лампочки при этом гаснут, а заго­рается красная контрольная лампочка, подтверждающая правильность уклад­ки. Например, при подаче питания 6,3 В загораются две зеленые лампоч­ки Л31 и Л32. При закреплении кон­ца провода кнопкой-зажимом Кн1 размыкаются контакты 1 и 2 цепи пи­тания лампочки Л31 и 3, 4 лампочки Л32. При этом загораются красная контрольная лампочка ЛН1 и лампоч­ки для следующей цепи.

Первоначально разработку конст­рукции жгута осуществляют на маке­те. Укладывают провода согласно монтажной или принципиальной схе­ме, концы проводов маркируют с двух сторон бирками с указанием номера трассы (1-2; 1-6; 3-5 и т. д.), после чего измеряют их длину и заносят данные в таблицу монтажных соединений; например, при соединении контактов реле Р2 с разъемом Ш1 таблица имеет вид табл. 7.1.

Таблица 7.1.Таблица монтажных соединений.

К автомобилям в настоящее время предъявляются высокие требования к качеству сборки и надежности. Соответственно каждый узел и деталь автомобиля должны отвечать этим требованиям.

Составным элементом автомобиля является электропроводка (жгуты проводов). Жгут проводов – законченное изделие, состоящее из скрепленных между собой в пучок отдельных проводов, концы которых армированы контактами, которые собираются в колодки или надеваются на них защитные элементы (трубки, резиновые колпачки, чехлы). Провода в жгуты скрепляются: бандажами из липкой ленты ПВХ, кабельными стяжками (зубчатые хомуты из термопластичных полимеров); термоусаживающейся трубкой.

Современный автомобиль имеет жгуты с общим количеством отрезков проводов около трёхсот (а чаще и выше), армированными различными контактами. Надежность такого сложного изделия зависит от нескольких факторов. В первую очередь, это повышенные требования к качеству комплектующих и материалов. На что в свою очередь влияют выбор поставщика и проведение входного контроля.

Следующим фактором является применение современного высокопроизводительного и точного производственного и контрольно – измерительного оборудования, отвечающего требованиям международных стандартов. И, наконец, самым главным фактором надежности являются специалисты, участвующие в процессе производства. От их профессионализма зависит качество и надежность изделия.

Автотракторные жгуты можно разделить на: жгуты проводов низкого и высокого напряжения (аккумуляторные и стартерные провода чаще всего одиночные, реже – состоящие из двух – трех проводов).

Технологический процесс изготовления жгута проводов делится на несколько основных операций: резка проводов, зачистка концов проводов от изоляции, армирование проводов наконечниками или контактами, скрепление проводов в жгуты(вязка), установка разъёмных соединителей, проверка качества.

Для того, чтобы Вы лучше представляли из каких комплектующих состоят жгуты проводов и в какой последовательности они используются при их изготовлении мы постарались дать подробное описание основных операций изготовления жгутов и видов комплектации, при этом использующихся.

Для более лучшего понимания последовательности сборки любого жгута в этом разделе мы введём общие понятия структуры жгута, которые будут встречаться далее в тексте. Жгут можно поделить на части и дать им названия.

  • Ствол жгута – часть жгута с наибольшим количеством проводов, собранных в пучок.
  • Ответвление – пучок проводов отходящих от ствола жгута или другого ответвления.
  • Место ответвления – место расхождения двух или более пучков проводов под каким – то углом (углами).
  • Наконечники – элементы позволяющие осуществлять монтаж и демонтаж жгута с холодными контактами.
  • Соединительные устройства – устройства в комплекте с наконечниками позволяющие одновременное соединение одной или нескольких пар «штырь – гнездо».
  • Защитные элементы – резинотехнические изделия, предназначенные для механической и химической защиты места соединения наконечника или соединительного устройства с приборами и другим электрооборудованием транспортного средства.

Операции изготовления жгута.

Если собрать вместе элементы, составляющие жгут, то они выглядели бы примерно так, как показано на фото (рис. 2.) Чтобы собрать из них жгут Вам в первую очередь нужно знать последовательность операций сборки жгута. Ниже описана последовательность ручной сборки (рис. 3)для несерийного жгута:


Резка проводов.

Резка проводов осуществляется с помощью ручного приспособления или станка мерной резки провода. В зависимости от программы выпуска жгутов применяется ручной или автоматизированный способ резки.


Скрепление проводов в жгуты (вязка).

Провода в жгуты скрепляют бандажами, выполненными липкой лентой ПВХ по ГОСТ 16214 – 70, кабельными стяжками (зубчатые хомуты из термопластичных полимеров по ГОСТ 22642.3-80) вручную или с помощью специального инструмента, приваркой проводов, разложенных на одной плоскости, к скрепляющему элементу, выполненному в виде ПВХ ленты или одного из проводов жгута, выполненного зигзагом.

По согласованию с потребителем провода в жгутах могут быть защищены и скреплены в жгут трубкой из ПВХ, обмотаны липкой лентой ПВХ, спиральной лентой или гофрированной трубкой.

Трубка ПВХ и спиральная лента на жгуте должна быть закреплена бандажом или другими способами исключающими её перемещение и разматывание соответственно. Концы гофрированной трубки защищают обычно термоусаживаемой трубкой или специальными резиновыми чехлами, которые подбираются по диаметру трубки.

Бандажи накладываются также у каждого места ответвления и на самих ответвлениях таким образом, чтобы расстояние между бандажами было не более 250мм, если расстояние не указано на чертеже. На жгутах в гофрированной трубке в месте ответвления устанавливается разветвитель, чтобы исключить перемещение трубки на стыке и защитить место ответвления от механических воздействий.


Зачистка концов проводов от изоляции.

Зачистка от изоляции производится автоматически, при нарезке станком мерной резки, или ручным способом с помощью клещей для снятия изоляции в зависимости от программы выпуска жгута. Применение станков и специального ручного инструмента гарантирует качественную зачистку без остатков изоляции и без подрезания медных жил.


Армирование проводов наконечниками.

Армирование проводов производится методом холодного опрессования ручным или полуавтоматическим способом. Такой метод обеспечивает надежный контакт провода с наконечником. Сечение провода в месте опрессованного наконечника имеет форму «сердечка». Каждая проволока жилы деформируется теряя свою круглую форму, заполняя пустоты и тем самым обеспечивая максимальную площадь контакта с наконечником. Для обеспечения качественного контакта применяются наконечники соответствующие нормативно-технической документации.

Применение современных прессов дает надежное механическое соединение, усилие разрыва которого соответствует требованиям ГОСТ 23544-84 и контролируется специальными приспособлениями.

При изготовлении аккумуляторных и стартерных жгутов после опрессования применяется лужение. Оно дает более качественный электрический контакт более надежное механическое соединение и защиту от коррозии. Завышенные требования к качеству соединения наконечника с проводом объясняется тем, что место контакта провода с наконечником испытывает повышенную токовую нагрузку и тем самым увеличивается нагрев области контакта. В процессе эксплуатации это может приводить к отрыванию провода, коротким замыканиям или даже к возгоранию проводки.


Установка соединительных устройств.

После армирования проводов наконечниками устанавливаются соединительные устройства (колодки, разъёмы) там, где они были предусмотрены.