Урок "Древний Египет. Жизнь и занятия древних египтян"
Цели: обобщение и систематизация знаний учащихся по изученной теме, воспитание чувства коллективизма, развитие речи и памяти у учащихся.
Тип урока: повторительно-обобщающий с элементами игры.
Оборудование: карта “Древний Восток”, магнитная доска с иллюстрациями, саркофаг (статуэтка), свиток, иероглифы.
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие, сообщение темы урока, объяснение условий игры (правильность выполнения задания, скорость выполнения, дисциплина во время урока, подведение итогов).
Вместе с учащимися определяются
Задачи урока:
– Повторить и обобщить знания о геграфическом положении, о развитии хозяйства и общественного строя древних египтян.
– Закрепить термины, даты.
– Класс делится на 3 группы (можно по рядам за объединенными столами).
Выбирается жюри из учеников (от каждого ряда по одному) и сам учитель.
Конкурс состоит из 7 заданий:
2. Обобщение и повторение знаний.
А) “Разгадать путаницу…”
Каждой команде раздаются листы с заданием по 5 вопросов, где необходимо переставить буквы в словах и получится слово – ответ на вопрос.
Материал к заданию А.
Переставь буквы и получи слово.
- Скульптура с головой человека и телом льва “фсиснк” (сфинкс).
- Первая столица Египта “сифмем” (Мемфис).
- Бог в подземном царстве, который ведет умершего на суд Осириса “синуба” (Анубис).
- Служители богов “жецыр” (жрецы).
- Каменистые преграды на реке Нил “гопори” (пороги).
Вопросы для другой команды:
- Название треугольника при впадении реки Нил в Средиземное море “тальед” “дельта).
- Гроб фараона Тутанхомона “фогаракс” (саркофаг”.
- Богиня – покровительница женщин и их красоты “сетабт” (Бастет).
- Грамотные люди в Египте “цисып” (писцы).
- Мелкий предмет, по мнению египтян, защищающий от злых духов “лумате” (амулет).
Вопросы для третьей команды:
- Зеленые островки в пустыне “сиыоза” (оазисы).
- Материал для письма “суирпап” (папирус)
- Бог солнца в Египте “Аронам” (Амон-ра).
- Чье имя носит самая большая пирамида в Египте “посех” (Хеопс).
- Строили для орошения полей, удаленных от Нила “акалын” (каналы).
Б) “Что вы знаете о …”
Участники команд вытягивают листы с заданием
На первом листе – Что вы знаете реке Нил?
На втором листе – Что вы знаете о египетском войске?
На третьем листе – что вы знаете о жизни простых египтян?
Материал к заданию Б.
Ученики рассказывают то, что они помнят …
Нил – река, которая берет начало в Центральной Африке и впадает в Средиземное море. На берегах Нила расположено государство Египет, которое образовалось 3 тысячи лет до нашей эры. При впадении в море Нил образует рукава – треугольник – это дельта. Нил – крупная река, на своем пути она встречает каменистые преграды – пороги, их пять. Река разливается в середине лета и входит в русло лишь в ноябре, благодаря ее разливам земля становится мягкой, жирной, плодородной и поддается обработке простой мотыгой. Плодородная земля давала хорошие урожаи, радовала земледельцев, поэтому они любили свою реку, расселились именно на ее берегах, что было одним из главных условий в их жизни.
Египетское войско. Войско особенно сильным было у египтян во времена правления фараона Тутанхамона около 1500 года до н. э., так как само египетское государство было сильным и не боялось нападения чужеземцев. Египтяне сами нападали на соседние земли с целью завоевания земель и удержания их под своей властью. Их войско было вооружено щитами, кинжалами, дротиками, луками, топориками, копьями.
Оружие изготавливалось из бронзы, довольно мягкого сплава бронзы и олова, известного в те времена, поэтому длинных копий не было. Войско делилось на пехоту и боевые колесницы. Колесницы были выгодны тем, что могли преследовать противника на большие расстояния, а также внезапно нападать на врага и вносить хаос в ряды неприятеля. Колесница стоила дорого и была доступна лишь богатым. Простые египтяне вынуждены были служить в войске и им доставались лишь тяготы походной жизни
О жизни простых египтян.
Простые египтяне жили бедно. Их дом был построен из тростника, обмазанного илом, крышей служила простая циновка. Пол в доме был земляной, двери не закрывались, все равно воровать было нечего, посуда была из глины. Еда состояла из лепешек, приготовленных из муки грубого помола, вяленой рыбы, сладких плодов – финики, инжир, виноград. Мясо и вино было только по большим праздникам. Трудились египтяне – земледельцы очень много, они обрабатывали землю, орошали поля, копали каналы, ухаживали за посаженными культурами – ячмень, пшеница. Затем собирали урожай. Египтяне платили налоги, иногда непосильные им, но “…горе тому, у кого не хватит зерна для уплаты налога!”.
Во время войн, захвата чужих территорий земледельцы вынуждены были участвовать в походах, но кроме тягот и горя им ничего не доставалось.
В) “Объяснить даты…”
Участники команд вытягивают листы с заданием, где необходимо объяснить дату.
На первом листе – 3000 лет до н. э.
На втором листе – 1500 лет до н. э.
На третьем листе – 2600 лет до н. э.
Г) “Знаешь ли ты где находится…”
Соответственно, каждая команда получает задание и показывает на карте.
– Нил и дельта.
– Египет
– Территории, завоеванные Египтом.
Д) “Кто больше слов найдет …”
Раздать командам листы с филвордом и в течении 5 минут участники должны найти, как можно больше слов, двигаясь только по горизонтали или вертикали, используя каждую букву только один раз.
К заданию Д.
Ф | А | Р | П | Д | А | М | Д | Е | Д |
И | Е | А | А | П | И | Б | З | И | Ь |
П | Р | О | Н | С | Р | А | А | С | Т |
И | О | Г | Л | Ф | У | С | О | К | А |
Р | А | М | И | И | Н | К | С | А | Н |
Ш | С | И | Ф | Т | М | У | М | И | А |
А | А | Д | А | У | Т | М | О | Я | Л |
Д | Р | К | Р | Е | Л | Ь | С | Д | Ы |
У | Ш | О | Ф | А | Г | Е | Ф | А | Н |
Ф | А | М | П | О | Л | Ь | О | Н | Ь |
Фараон, оазис, папирус, дамба, каналы, иероглиф, шадуф, пирамида, сфинкс, саркофаг, рельеф, Шампольон, мумия, Тутмос, дань.
Е) “Что это такое…”
Участники команд вытягивают листы с надписью:
На первом листе – иероглифы.
На втором листе – Саркофаг.
На третьем листе – Свиток (папирус), затем получают эти вещи и в течение трех минут выдают знания об этих вещах.
Материал к заданию Е.
Свиток – это египетская книга, свернутая в трубочку, так как каждый последующий листочек подклеивали друг к дружке снизу, он достигал нескольких метров в длину. Свернутым в свиток удобно было хранить такую книгу.
Саркофаг.
Саркофаг – это гроб фараона Тутанхамона, состоящий из трех каменных саркофагов, и, лишь в последнем, четвертом саркофаге из чистого золота покоилась мумия юного фараона.
Иероглифы.
Иероглифы – это значки для письма у египтян, “священные письмена”. Их в египетском письме более семисот, они были похожи на рисунки. Сначала египтяне просто рисовали все, что хотели сказать, но такое письмо не передавало звуков языка и, например, имена нельзя изобразить рисунком. Тогда египтяне придумали, что слово означало и звук, например “рот” звучало как “эр”. Гласные звуки иероглифами не передавались, поэтому был значок – определитель, который не читался, а только подсказывал о чем идет речь, умеющий читать иероглифы казался мудрецом.
Ж) Викторина.
Спрашивать в порядке очередности, кто быстрее ответит.
Материал к заданию Ж. (Викторина)
- Правитель Египта. (Фараон)
- Дар Нила. (Египет)
- Каменная гробница Фараона. (Пирамида)
- Сбор в пользу государства. (Налог)
- Островок зелени в пустыни. (Оазис)
- Место, где река делится на несколько рукавов. (Дельта)
- Богиня правды. (Маат)
- Бог Нила. (Хапи)
- Богиня – защитница всех жен и матерей. (Исида)
- Столица объеденного Египта. (Мемфис)
- Ученый, разгадавший тайну египетского письма. (Шампольон)
- Приспособление для полива садов и огородов, расположенных на возвышенностях. (Шадуф)
- Вырезанная фигура из камня фигура льва с головой человека. (Сфинкс)
- Бог-царь и судья в “Стране мертвых”. (Осирис)
- Месторасположения Египта. (Северо-восток Африки)
- Примерное количество иероглифов в древнем Египте. (Более 700)
- Название египетской книги. (Свиток)
- Материал для письма. (Папирус)
- В какое море впадало река Нил. (Средиземное)
- Знания, необходимые египтянам. (Математика,астрономия)
Конспект урока.
Предмет: история
Класс: 5
Раздел: Древний Египет
Тема: Древний Египет.
Цели: 1. Повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме.
2 . Совершенствовать умения работы с картой, доказывать свое мнение и умение опровергать ошибочные мнения оппонента или принимать его точку зрения, ставить и решать учебную задачу.
3. Формировать у учащихся понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся определять основные понятия темы: папирус, Древний Египет, дельта, речные пороги, речной ил, оазис, рельеф, фараон, писец, фараон, столица, государство.
Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывать знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий.
Метапредметные:
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, знаково-символических средств.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; понимают позицию партнёра, согласовывают с ним свои действия
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; применяют правила делового сотрудничества.
Понимают культурное единообразие мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Учебная задача: найти ответ на вопрос «Что дал Древний Египет миру?»;
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: учебная игра с элементами диалога, постановкой и решением учебной задачи.
Оборудование: контурная карта (на доску и учащимся);
карточки с заданиями;
карта «древний Египет;
учебный фильм «Древний Египет»;
жетоны – кристаллики.
План и ход урока.
I . Организационный момент.
– Здравствуйте! Сегодня урок истории проведу у вас я. Зовут меня О. Н.
А с вами мы познакомимся по ходу урока.
II . Сообщение темы, целей урока. Постановка учебной задачи.
(Звучит музыка).
– Обратите внимание на доску. Какая тема нашего урока? (Древний Египет).
– Древний Египет! Прекрасная и загадочная страна. Мне известно, что вы уже познакомились с историей этой страны. Это правда?
– Как вы считаете, тогда чем мы займемся сегодня на уроке?
– Правильно, мы с вами повторим пройденный материал, вспомним, что знаем, о чем читали и говорили, изучали на уроках и дома.
– Итак, цель нашего урока - повторить, обобщить и закрепить полученные знания.
– Цель вам понятна?
– Кроме того, перед нами стоит задача, найти ответ на вопрос «Что дал Древний Египет миру?»
– А как вы считаете, какие знания нам понадобятся для решения этой задачи? (Знание основных событий, дат, понятий; умение работать с контурной картой, отвечать на вопросы, решать исторические задачи и т. д.)
– Совершенно верно. Мы окунемся с вами в океан исторических знаний по Древнему Египту. Изучая которые, мы узнали, как жили древние египтяне, какие события происходили в их жизни, как развивалась хозяйственная и политическая жизнь, культура, быт. Весь этот багаж ваших знаний нам пригодится на уроке. А урок наш будет необычным.
III . Основная часть.
1. Ввод в игру.
– Ежегодно огромное количество туристов посещают Египет. Вот и я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие по этой древней стране – по той стране, какой она была много веков и тысячелетий назад.
– В путешествие по Древнему Египту отправятся три группы туристов, во главе с руководителями-экскурсоводами. Экскурсовод I группы – … , II – … , III – … . Они будут направлять работу в группах, помогать в случае необходимости. Во время путешествия вы будете выполнять различные задания. Кроме того у вас на партах есть пирамиды, которые вы будете поднимать, если согласны с ответами своих товарищей и если группа закончила выполнение задания. А за правильные ответы, вы получите магический кристалл, который будет светить нам в пути и помогать выбрать правильный курс. Победит та группа, которая наберет большее количество кристалликов.
– Как вы считаете, чтобы путешествие было благополучным и увлекательным, какие правила мы должны соблюдать?
Быть внимательными!
Быть организованными!
Проявлять смекалку!
Быть дружными!
Допускается только рабочий шум.
– А как должны себя вести туристы в чужой стране? (Чтить и соблюдать традиции той страны, в которой оказались)
В путь дорогу собирайся
Знания с собой бери.
Неудачам улыбайся,
Будь находчивым в пути!
2. Ход игры.
а) Конкурс №1. «Строим корабль».
– Ребята, а как вы думаете, на чем нам лучше всего отправиться в путь? Почему?
– Итак, начинаем строительство кораблей.
Задание: Перед вами детали корабля, на которых написаны тестовые вопросы.
Возьмите по одной детали, кому не хватило, работайте с соседом.
Прочтите задание. Выберите правильный вариант ответа. Выбрали?
Впишите букву в квадратик.
А теперь соберите корабль.
Прочтите, какое слово у вас получилось?
Это и есть название вашего корабля.
– Что означают эти названия? (Это названия древнеегипетских городов: Мемфис, Фивы, Асуан)
– А кто может показать эти города на карте?
– Ребята, а что мы повторили, строя корабль?
– Молодцы. Справились с заданием и за это получаете свой первый кристаллик.
б) Конкурс №2. «Оживи карту»
– Чтобы путешествовать по морским просторам, нужно хорошо ориентироваться по курсу. Давайте и мы с вами составим карту путешествия.
Задание: у каждой группы имеется контурная карта Древнего Египта и листок с
заданиями. Вам необходимо ее заполнить, ответив на вопросы. Задание
понятно? Команда, выполнившая работу быстро и правильно, получит
магический кристалл.
– Давайте «Оживим карту»:
1) Как называлась река, которая протекает через Египет?
2) Какие египетские города обозначены на карте?
(Мемфис и Фивы)
3) Какие моря омывают Древний Египет? (Средиземное,
Красное).
4) Где располагались древнеегипетские пирамиды?
– Правильно ли мы «оживили» карту? Сравните с картой Древнего Египта.
– Посмотрите на свои карты, поднимите пирамиду, кто не допустил ни одной ошибки?
– Что же мы с вами повторили, определяя курс путешествия? (умение работать с контурной картой, природно-географическое положение Древнего Египта)
– Молодцы! Справились с заданием.
в) Конкурс №3. «Строительство пирамиды».
– Ну что же корабли построены, курс выбран. Самое время отправляться в путь.
– Итак, наши корабли бороздят водные просторы Средиземного моря.
(фрагмент фильма, как корабли бороздят водные просторы)
– И вот мы входим в дельту реки Нил. Плывём. По правую сторону от нас показались какие-то строения. (Фрагмент фильма, где показаны пирамиды). Что это?
– Правильно, пирамиды. А что в них находится? (Саркофаг фараона).
– А кто охраняет эти огромные гробницы? (Большой сфинкс).
– А кто помнит самая высокая пирамида была построена какому фараону? (Хеопсу)
– Сколько была высота этой пирамиды? (150 метров)
– Вот и нам с вами предстоит построить свою пирамиду. Для этого вам придётся вспомнить основные понятия и даты относящиеся к истории Древнего Египта.
(На большом листе бумаги изображена пирамида, состоящая из отдельных блоков, на каждом блоке с обратной стороны записан вопрос. Задача команд: сложить пирамиду из отдельных кусочков – блоков, при этом читая вопрос и отвечая на него).
Руководителям групп предстоит возглавить строительством.
Задание: я приглашаю руководители к доске. Ваша задача – из блоков сложить
пирамиду. Для этого вы по очереди берёте блок по номерам, начиная с
первого читаете вопрос для своей группы, кто-то из ребят отвечает. А
остальные слушают внимательно и, если согласны, поднимаете пирамиды.
Если вы затрудняетесь ответить – отвечает представители другой группы.
За каждый правильный ответ группа получаем кристаллик.
Работаем быстро и слаженно
Приспособление, с помощью которого
поднимали воду на поля.
Египетский Бог Солнца.
Египетский бог, судья в царстве мёртвых.
В каком году была построена пирамида Хеопса? (2600 г. до н.э.)
В каком году было образовано единое государство в Египте? (3000 г. до н.э.)
Какой фараон совершил самые крупные завоевания в истории Египта? (Тутмос).
А кто скажет в каком году это было? (1500 г. до н.э)
– Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Пирамиду мы с вами построили.
– А что мы при этом повторили? (даты, основные понятия, фараонов)
д) Конкурс №5. Стоянка в Мемфисе.
– Ну что же, отправляемся дальше? А чтобы узнать куда, разгадайте ребус.
– Так куда же мы держим путь? Правильно в Мемфис.
– Итак, наши корабли бороздят водные просторы реки Нил. Вдруг перед нашими взорами впереди показался красивый город – столица Древнего Египта. Ну что же давайте войдём в город.
– И вот мы вступаем в Мемфис. Идем по улицам, рассматриваем достопримечательности, и здесь наши пути расходятся:
Одна группа идет в гости к простому египтянину-земледельцу
Вторая группа отправится к вельможе.
А третья группа – посетит ремесленника.
– Ваша задача, используя раздаточный материал, который лежит у вас на партах, подготовить рассказ о том, как жили, чем занимались те, к кому вы ходили в гости. А затем каждая группа расскажет о своих наблюдениях.
На всю работу отводится 2 минуты.
– Вот мы и собрались все вместе. Поделитесь с нами своими впечатлениями об увиденном. (Выступления групп)
– Так что же дали земледельцы миру? (строительство оросительных каналов)
– А что дали ремесленники миру?
– Что в усадьбе вельможи пригодилось миру?
– Ребята, что общего было в положении всех этих людей?
– А в чём различие?
– Чей рассказ вам больше всего понравился? Почему?
– Молодцы, вы справились с заданиями. Получите свой заветный кристалл.
– Наша экскурсия по Мемфису подошла к концу. Так что же дал Мемфис миру? (Строительство каналов, архитектурные сооружения, живопись, скульптуру, древнеегипетские пирамиды, Большого сфинкса)
– Но это еще не всё. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент учебного фильма «Древний Египет». Пока вы будете смотреть, подготовьте ответ на вопрос, «Что же ещё дали миру египтяне, о чём мы ещё не говорили?»
(Просмотр фрагмента фильма)
– Так, что же вы узнали нового из этого фрагмента?
(арифметику, зарождение геометрии, астрономия, египетские жрецы составили точный календарь, изобрели водяные часы, медицина: существование врачей разных специальностей: хирурги, окулисты, зубные врачи ).
3. Итог игры.
– Наше путешествие подошло к концу. Отправляемся в обратный путь.
Вот и родной дом. Посчитайте свои кристаллики. Так кто же стал лучшим знатоком Египта? Молодцы, ребята. Вы славно потрудились: повторили не только пройденный материал, но и узнали нечто новое. Вы проявили смекалку, смогли оказать помощь тем, кто в ней нуждался, а ведь это очень важно в жизни – приходить людям на помощь, совершать добрые поступки. Особенно активны сегодня были … они получают оценку «5», показали свои знания … они получают оценку «4».
4. Рефлексия.
– Понравилась ли вам игра-путешествие?
– Ясна ли была цель игры и твоя роль в ней?
– Что показалось наиболее интересным и запомнилось?
– Появилось ли желание узнать больше о Древнем Египте?
– Хотели ли бы вы еще участвовать в игре?
IV . Итог урока.
Подведение итога.
– Над какой темой мы работали?
– Какую цель вы ставили в начале урока?
– Как вы считаете, достигли ли вы ее?
– Так что же дал миру Древний Египет?
V . Домашнее задание.
Д/з предлагаю вам на выбор:
– составить кроссворд по теме «Древний Египет»;
– составить рассказ «Что я увидел (а) путешествуя по Древнему Египту»;
– Наш урок подходит к концу. И на память о нем уроке я хочу подарить вам статуэтку. Это Карлик Бес – по верованиям египтян он отгоняет злых духов и приносит удачу. Я желаю вам удачи! Большое спасибо вам за урок. Урок окончен.
ЛЛС Гончар и столяр
Мы впервые подошли к этим профессиям. Сначала узнали, кто такой ткач, почитали слова «Ткачи ткали ткани»
Потом показывали ему карточку со слово, и подбирали предметы к этим словам. Обсуждали вот такие слова, из чего сделаны предметы и прилагательные.
ЛМС Собираем урожай, платим налог.
Всей семьёй на скорость собирали урожай.
Сделали зарядку
А потом пришел налоговый инспектор, ой, нет, сборщик налогов, и потребовал заплатить фараону налоги. Каждый заплатил свою часть: половину, четверть, восьмую части. Никита был помощником сборщика, поэтому у всех забрал налоги сам.
ЛСС Кто же главный.
Обсуждали, кто главный в семье, в стране и в профессиях. Прочитал сказку «Самый главный в Древнем Египте»
ЛТС Ирригационные поля
Обсудили географию Египта и особенности земледелия. Обсудили, что такое ирригация.
Сделали макет поля и Нила, засеяли, провели каналы от Нила. Не могу найти фотографию, где этот макет разукрашен(((
Немногие современные исламские города открывают свои красоты для иностранных туристов. Тем и интересен Египет, завораживающий древними пирамидами и величественными статуями фараонов. Более пяти миллионов человек со всего света приезжают в страну полюбоваться архитектурными красотами старинных зодчих и золотых песчаных пляжей. Комфортабельное проживание в отелях с великолепным сервисом и экскурсионное знакомство с древнеегипетским миром оставляют неизгладимые впечатления и заставляют вновь и вновь возвращаться в это таинственное место. Южную жаркую страну, расположенную на северо-востоке африканского континента, практически вблизи экватора, рассекаемую на две половины самой полноводной рекой планеты Нилом, издревле заселяли скотоводы и земледельцы. Разливы Нила способствовали образованию плодородных земель и спасали от жажды, проживающих в раскаленной пустыне, бедуинов и кочевников. Уникальный никогда неиссякаемый водный источник и постоянно палящий солнечный свет в нильской долине оказали знаковое влияние на Древний Египет занятия и жизнь египтян. Весьма благоприятные природные условия для быстрого роста растений и животных.
Немногие современные исламские города открывают свои красоты для иностранных туристов. Тем и интересен Египет, завораживающий древними пирамидами и величественными статуями фараонов. Более пяти миллионов человек со всего света приезжают в страну полюбоваться архитектурными красотами старинных зодчих и золотых песчаных пляжей. Комфортабельное проживание в отелях с великолепным сервисом и экскурсионное знакомство с древнеегипетским миром оставляют неизгладимые впечатления и заставляют вновь и вновь возвращаться в это таинственное место.
Южную жаркую страну, расположенную на северо-востоке африканского континента, практически вблизи экватора, рассекаемую на две половины самой полноводной рекой планеты Нилом, издревле заселяли скотоводы и земледельцы. Разливы Нила способствовали образованию плодородных земель и спасали от жажды, проживающих в раскаленной пустыне, бедуинов и кочевников. Уникальный никогда неиссякаемый водный источник и постоянно палящий солнечный свет в нильской долине оказали знаковое влияние на Древний Египет занятия и жизнь египтян. Весьма благоприятные природные условия для быстрого роста растений и животных.
Вдоль берегов Нила вырастал необыкновенный папирус, высотой до пяти метров, толстые стволы которого люди вырубали и использовали для строительства жилища, заборов и прочих хозяйственных сооружений. Обмазанные мокрой глиной стены из папируса, высохшие под лучами палящего солнца, становились твердыми и весьма надежными для защиты от ветра и диких животных. Из старых «папирусных бревен» делали лодки, а из молодых нежных побегов плели корзины, циновки и изготавливали папирусную бумагу для рисунков и письма. Сладкие побеги употребляли даже в пищу как в сыром, так и в вареном виде.
Заросли папируса и тростниковые кущи были настолько быстрорастущими, густыми и непроходимыми, что людям приходилось вырубать их топорами и прокладывать оросительные системы для полей с ячменем и заливных лугов для выпаса быков, коров и коз. Чтобы в пойменных лугах не образовывались болотные топи со зловонными газовыми испарениями, москитами и ядовитыми змеями, египтяне научились уничтожать болотные топи и строить оградительные дамбы и отводные сточные каналы. Но Древний Египет занятия своих жителей не ограничивал простым земледелием и скотоводством.
Значительная часть египтян занималась ремеслами и торговлей. Ювелирные и косметические лавки, ткацкие и кирпичные мастерские, гончарные и стекольные производства процветали в древнеегипетском царстве и определили будущее развитие великой цивилизации. Люди разных сословий населяли тогда страну. Кроме ремесленников, свободных крестьян и торговцев в Древнем Египте проживали жрецы, актеры, служители культа, знатные рабовладельцы и фараоны. Строились неописуемой красоты храмы и дворцы, возводились гробницы и пирамиды.
Развитие оросительного земледелия.
Древнейшие египтяне заселили далеко не всю долину Нила. Значительная ее часть была покрыта болотами, заросшими тростником и кустарниками. Особенно много их было в дельте.
Большие площади земли в долине засыпали пески пустыни. Для получения достаточного количества плодородных почв нужно было проделать большую работу. Эту задачу успешно решали многие поколения египтян.
Для осушения болот сначала вырубали кустарники. Потом эти низкие места окружали валом из глины, смешанной с рубленым тростником. В этом валу делали ворота. Во время разлива Нила через них пропускали необходимую для полива воду. Прорывали каналы к тем плодородным землям, куда не доходила вода.
Долину Нила между берегами реки и пустыней делили продольными и поперечными насыпями и валами на прямоугольные участки. Во время разлива они заполнялись. Через несколько месяцев речной ил оседал. Если было надо, то часть ила и лишней воды возвращали реке.
Каналы и другие водные постройки часто разрушали большие наводнения. Поэтому они нуждались в уходе и обновлении. Но эта тяжелая работа египетских земледельцев способствовала получению на влажной теплой земле высоких урожаев.
Земледелие - основное занятие египтян.
С развитием орошения сельское хозяйство достигло высокого уровня. Основными земледельческими культурами были зерновые - ячмень и пшеница. Для них использовали почвы около самых берегов Нила, которые лучше увлажнялись. Их сеяли также на высоких землях с орошением из специально вырытых каналов.
Мягкие влажные почвы Египта легко обрабатывались обычной мотыгой и легким деревянным ралом. Очень простым был и сам сев. После высева зерна в почву по полю прогоняли овец, или коз, или свиней. Они втаптывали зерна в почву. Потом мотыгами женщины зарывали те зерна, которые оставались на поверхности.
Сжинали только одни колосья. Молотили с помощью животных, прогоняя их по расположенным на утрамбованной земле колосьям.
Обычно на границе с пустыней разбивали сады и огороды. Для их полива рыли колодцы и пруды. Выращивали финиковые пальмы, инжир, виноград, гранаты, яблони. Из овощей были известны лук, чеснок, салат, огурцы, репа.
Важной земледельческой культурой был лен, потому что все египтяне носили полотняную одежду и употребляли в пищу льняное масло.
Из домашних животных исключительное значение имел крупный рогатый скот и ослы. Их растили не только для получения мяса и молока, они широко использовались при земледельческих работах и для перевозки тяжестей. Разводили коз, овец, свиней. В птичниках держали гусей, уток, павлинов.
Египтяне были первыми в мире пчеловодами. Они умели делать ульи, помещать в них пчел и добывать мед.
Свободные земледельцы составляли большинство населения страны.
3. Ремесла и обмен в Египте. Сбор больших урожаев, увеличение числа животных позволили части египтян приступить к занятиям, в которых возникала потребность. Это, к примеру, выплавка и обработка меди, производство сложных орудий труда, оружия, украшений, лодок. Эти и другие предметы делали ремесленники.
С началом использования металлов стал высоко цениться труд металлургов. На востоке от долины Нила возникают их постоянные поселения около медных рудников.
Ремесло довольно сложное занятие. Оно требовало длительного обучения. Обычно родители передавали секреты своего ремесла детям с раннего возраста.
Возникла необходимость в обмене продуктами труда между земледельцами, животноводами и ремесленниками. Для обмена товарами необходимы средства передвижения. В Египте отличным средством сообщения был Нил. По нему весь год на лодках перевозили злаковые, продукты животноводства, медь, древесину и ремесленные изделия.
Ремесленникам было удобно поселяться в таких местах, где они могли легче обменять свои изделия на все необходимое. Вскоре по берегам Нила начинают возникать и множиться города.
Таким образом, уже в IV тысячелетии до н. э. египтяне добились больших успехов в производстве всего самого необходимого для жизни. Они достигли порога возникновения государства.
Судьба крестьянина
Червь съедает половину ячменя, бегемот остальное. Множество в поле мышей, налетает саранча, съедают животные, воруют воробьи. Горе крестьянину! Что осталось в амбаре - унесли воры.
И вдруг сходит на берег Нила писарь. Он намерен забрать урожай. Его слуги с палками, а негры с плетьми. И заявляют: «Подавай ячмень!» А его уже нет.
Тогда они начали избивать крестьянина. Потом связали и бросили в колодец. Опустили вниз головой. Связали жену и детей. Соседи от страха убегают.