Методические рекомендации по составлению пояснительной записки к учебному плану дополнительного образования детей. Методические рекомендации по составлению пояснительной записки к учебному плану дополнительного образования детей Духовно - нравственное

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мужевская средняя общеобразовательная школа

Им. Н.В.Архангельского»

Учебный план дополнительного образования

на 2013-2014 год.

по воспитательной работе

Молчанова

Любовь Дмитриевна

с.Мужи, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского»

На 2013-2014 учебный год

Учебный план по дополнительному образованию разработан на основе учета интересов учащихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива. Поскольку в школе реализуется программа личностно-ориентированного обучения и воспитания учащихся, учебный план отражает цели и задачи образования и воспитания в школе, направленные на развитие индивидуальных возможностей и способностей ученика.

Главная задача для школы - формирование и развитие нравственной, самостоятельной, творческой и физически здоровой личности учащихся, свободно адаптирующихся в современном обществе и преумножающих культурное наследие страны. Одним из условий выполнения данной задачи является интеграция основного и дополнительного образования.

Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в интересах личности, общества и государства. Дополнительное образование - это сфера деятельности, которая даёт возможность детям развивать творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлечённость и многое другое.

Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих художественно-эстетическую, спортивно-оздоровительную направленность, научно-техническую, социально-педагогическую, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей их умений и навыков.

В настоящее время дополнительное образование детей в школе представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

  • художественно-эстетическое;
  • физкультурно-спортивное;
  • социально-педагогическое;
  • научно-техническое.

Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой - создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию, как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Дополнительное образование, оказываемое в стенах школы, воздействует на образовательный процесс школы. Анализируя, дополнительное образование выявлено следующее, что дополнительные образовательные программы:

  • углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам;
  • делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;
  • стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;
  • повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь. Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

  • выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
  • способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
  • обеспечить каждому ученику "ситуацию успеха";
  • содействовать самореализации личности ребенка и педагога .

На занятиях творческих объединений художественно-эстетической направленностей происходит развитие коммуникативных качеств, формирование художественно-творческих способностей, творческого мышления (ассоциативно-образного, художественного), приобщение к духовному богатству, воспитание эмоционально-творческого отношения к действительности.

Одной из важнейших задач творческого объединения физкультурно-спортивной направленности является развитие у детей их природных задатков, возможностей, способностей. Целесообразность работы этого направления продиктована снижением двигательной активности школьников, которая сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей. Данные программы призваны сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Социально-педагогическая направленность способствует реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы. Дополнительные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению. В основном они рассчитаны на социальную адаптацию и профессиональную ориентацию подростков.

По научно-технической направленности предлагаются программы дополнительного образования, охватывающие научно-технические предметы, предполагающие расширение или углубление материала программ общеобразовательных предметов, создаются условия для разнообразной индивидуальной, практической, экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности в области научно-технического творчества.

Продолжительность освоения программы по годам определяется педагогом в соответствии с запросами детей и родителей, с учетом социального заказа и утверждается директором школы.

Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию с педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста учащихся, продолжительности освоения данной программы, как правило, от 2 до 4,5 часов неделю. Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учетом загруженности кабинетов, пожеланий родителей и детей по принципу 6-дневной рабочей недели.

Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30-45 минут в зависимости от возраста учащихся.

Прием детей в творческие объединения осуществляется по желанию учащихся.

По окончанию учебного года, с целью представления результатов работы, в творческих объединениях проводятся открытые занятия, «Фестивали кружков и спортивных секций», отчетные концерты, конкурсы, соревнования, праздники. Формы и сроки их проведения определяет педагог по согласованию с администрацией, а также с планом работы МО педагогов дополнительного образования.

Учебный план занятий объединений дополнительного образования (ОДО) на 2013/2014 учебный год разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Законом РФ «Об образовании»;
  • Уставом МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского»;
  • Программой развития МБОУ»Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Пр. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897);
  • «Гигиеническими требованиями к режиму учебно-воспитательного процесса» (СанПиН, раздел 2.9.);

Представленный вариант учебного плана ориентирован на решение следующих задач:

  • обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование;
  • творческое развитие личности и реализация с этой целью программ дополнительного образования в интересах личности ребенка, общества, государства;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе;
  • организация содержательного досуга;
  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей.

Учебно-тематический план каждой образовательной программы по дополнительному образованию включает в себя: перечень разделов и тем занятий, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды деятельности, пояснительную записку.

Утверждаю

Директор МБОУ

«Мужевская СОШ

им.Н.В.Архангельского»

___________/Е.В.Костылева

«___» сентября 2013 года

Учебный план дополнительного образования МБОУ Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского»

На 2013-2014 год.

Направление

Название объединения

Количество

групп

Количество детей

Часы в неделю

Всего

год

год

3 год

год

5 год

год

7 год

год

2 год

3 год

4 год

Год

Год

год

Всего

Художественно-эстетическое

Школьный вокально-инструментальный ансамбль

22,5

Художественно-эстетическое

Вокально-хоровая студия «Мозаика»

13,5

Художественно-эстетическое

Изостудия «Радуга»

31,5

Художественно-эстетическое

Фольклор народа ханты

13,5

Художественно-эстетическое

Формирование начальных хореографических навыков

Спортивно-оздоровительное

Общефизическая подготовка

Социально-педагогическое

Музейное дело

Научно-техническое

Техническое моделирование

Управление образования Ирбитского муниципального образования

муниципальное автономное образовательное учреждение

Зайковская средняя общеобразовательная школа № 2

Принят на педагогическом совете

Утверждаю

Директор МАОУ

Зайковская СОШ № 2

М.Н. Жукова

Учебный план

дополнительного образования

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Зайковской средней общеобразовательной школы № 2

на 2016 -2017 учебный год

Пояснительная записка

Учебный план по дополнительному образованию разработан на основе учёта интересов, обучающихся и с учётом профессионального потенциала педагогического коллектива. Учебный план дополнительного образования детей отражает цели и задачи образования и воспитания в школе, направленные на развитие индивидуальных возможностей и способностей ученика.

Учебный план занятий объединений дополнительного образования на 2016-2017 учебный год разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПин 2.4.2.2821-10 «Утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской № 189 от 29 декабря 2010 г. (с изменениями от 29.05.2011г. № 85; от 25.12.2013г. № 72; от 24.11.2015г. № 81);

Устав МАОУ Зайковская СОШ № 2, утвержден постановлением администрации Ирбитского муниципального образования от 27.02.2015 г. № 155- ПА.

Дополнительное образование - это особая сфера деятельности, которая даёт возможность детям развивать творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлечённость и многое другое.

Развитие системы дополнительного образования в школе является активным инновационным поиском развития личности обучающегося.

Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом преимуществ по сравнению с основным.

1. Быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей.

2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей не является действующим в рамках стандартов, оно разнонаправлено и определятся лишь интересами ребенка, его потребностями.

3. Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.

4. Глубокая реализация индивидуального похода в обучении. В группах 10 – 12 учащихся – это позволяет персонифицировать темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования.

5. Глубокая реализация деятельностного подхода в обучении. Основное содержание дополнительного образования детей – практико-ориентированное: ребенок действует в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д. Целью обучения при таком подходе является не вооружение детей конкретными знаниями, не их накопление, а формирование умения использовать эти знания.

6. Возможность организации психологического сопровождения в развитии личности ребенка. Психологическая помощь ребенку в процессе социализации обеспечивает гармонизацию отношений ребенка и общества.

7. Возможность профессиональной подготовки детей. По данным специалистов, более 60 % детей не имеют ярко выраженных склонностей, интересов к профессиональной деятельности. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

8. Возможность обучения, профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями.

9. Возможность свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

В настоящее время дополнительное образование детей в школе представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

    спортивно – оздоровительное,

    духовно–нравственное,

    социальное,

    общеинтеллектуальное,

    общекультурное.

Направление « Духовно–нравственное » создает благоприятные условия для интеллектуальной деятельности, организует различные формы исследовательской деятельности, повышает интерес детей и подростков к истории родного края. Направление представлено детским объединением: «Россия – это мы».

Направление « Общекультурное » создаетблагоприятные условия для творческой деятельности детей, направленной на организацию «ситуации успеха», формирует и развивает празднично- игровую культуру детей, реализует творческую способность талантливых и одаренных детей. В направление входят детские объединения: изостудия «Волшебные краски», Кукольный театр, студия творчества «Бумажные фантазии».

    Направление « Общеинтеллектуальное » предусматривает развитие интеллектуальных способностей обучающихся, развитие интереса к науке и технике, привитие навыков конструирования и рационализаторской работы. Направление представлена следующим детским объединением: «Информационное проектирование».

    Направление «Социальное» предусматривает формирование у обучающихся гражданской позиции, воспитание толерантности, правильной жизненной позиции в обществе, помогает освоить особенности коммуникации в современном мире, дают осознать важность владения собой для достижения успехов в личной и общественной жизни. Направление представлена следующим детским объединением: «Истоки».

    Направление «Спортивно – оздоровительное» данное направление предусматриваетснятие у обучающихся статистического напряжения, увеличению их двигательной активности, укреплению здоровья средствами физической культуры, активному отдыху. Направление представлена следующим детским объединением «Юниор».

Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребёнка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Занятость обучающихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Молодёжь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

Выровнять стартовые возможности развития личности ребёнка;

Способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

Обеспечить каждому ученику "ситуацию успеха";

Содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.

Дополнительным образованием в школе охвачены все возрастные категории учащихся, поэтому учебным планом предусмотрены три основные ступени обучения:

1 ступень – младший возраст – дошкольное детство и начальное образование (период детства, охватывающий детей до 10лет).

2 ступень – средний возраст – подростковый период с 11 по 14 лет

3 ступень – старший возраст – период юношества с 15 по 18 лет, связанный с предпрофессиональной подготовкой.

Продолжительность освоения программы по годам определяется педагогом в соответствии с запросами детей и родителей, с учетом социального заказа и утверждается директором школы.

Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию с педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста учащихся, продолжительности освоения данной программы, как правило, от 2 до 4 часов в неделю. Расписание составляется в соответствии с требованиями санитарно- гигиенических норм с учётом загруженности кабинетов, пожеланий родителей и детей по принципу 5 -дневной рабочей недели.

Продолжительность одного занятия следующая:

С обучающимися младшего возраста занятия длятся от 30 до 45 минут, с перерывом 10-15 минут;

С обучающимися среднего возраста 45 минут с перерывом 10-15 минут;

Индивидуальные занятия- 40-45 минут.

Исключения составляют: занятия с использованием компьютерной техники в научно-технической направленности. Занятие проходит 2 раза в неделю по 30 минут для 1 ступени и 2 раза в неделю по 45 минут для 2 ступени.

Занятия на местности туристско-краеведческой направленности может проходить до 4 часов.

Приём детей в творческие объединения осуществляется по желанию учащихся.

Школа является не только образовательным, но и творческим центром посёлка, поэтому, чем шире будет диапазон кружков,детских объединений, клубов, студий тем больше будет возможность выбора и применения, развития способностей учащихся

Учебно-тематический план каждой образовательной программы по дополнительному образованию включает в себя: перечень разделов и тем занятий, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды деятельности, пояснительную записку.

Учебный план дополнительного образования

на 2016-2017 учебный год.

Кол-во

часов

Год реализации

Количество детей

Духовно - нравственное

«Россия – это мы»

итого

2

14

Социальное

«Истоки»

итого

Общеинтеллектуальное

«Информационное проектирование»

итого

Общекультурное

«Волшебные краски»

Кукольный театр

Студия творчества «Бумажные фантазии»

итого

Спортивно – оздоровительное

итого

Автодело

Всего по УП

В процессе реализации программ дополнительного образования предполагается достижение определенных общих результатов обучения (по каждому детскому объединению такие ожидаемые результаты прописываются педагогом индивидуально в программе дополнительного образования), таких как:

Когнитивные (знания, навыки, умения, полученные на занятиях)

Мотивационные (появление желания у ребенка заниматься данным видом деятельности)

Эмоциональные (развитие качеств позитивно положительного состояния – удовлетворенности, любознательности, стремление познавать и открывать новое и др.)

Коммуникативные (понимание и принятие норм и правил общения, поведения, взаимоуважения, доброжелательности, ответственности и обязательности, признания прав всякого человека на самостоятельность и независимость)

Креативные (творческое восприятие окружающей действительности, потребность создания нового, поиск нестандартного решения, получения удовлетворения от творческого процесса).

Для отслеживания результатов деятельности обучающихся, изучения уровня УУД в детских объединениях дополнительного образования проводятся мониторинги, анкетирование, тестирование, собеседование и т.д. Хорошим показателем работы является участие детского объединения в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, конференциях, выставках, фестивалях и т.д.


Пояснительная записка раскрывает:

  • направленности объединений дополнительного образования детей в соответствии с лицензией ОУ;
  • актуальность и педагогическую целесообразность организации системы дополнительного образования детей;
  • цель и задачи дополнительного образования в конкретном ОУ;
  • отличительные особенности дополнительного образования (поддержка профильного обучения и предпрофильной подготовки объединениями дополнительного образования);
  • возраст детей, задействованных в объединениях дополнительного образования;
  • формы занятий;
  • режим занятий;
  • ожидаемые результаты;
  • формы подведения итогов реализации дополнительного образования (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

Структура пояснительной записки:

  1. Нормативно-правовая основа учебного плана дополнительного образования.
  2. Особенности учебного плана.
  • Учебная неделя (сколько дней задействовано)
  • Профиль школы
  • Приоритетные направления в формировании объединений дополнительного образования
  • Цель и задачи дополнительного образования
  • Программно – методическое обеспечение объединений дополнительного образования детей
  • Обоснование изменения количества часов учебного плана по сравнению с рекомендованными

Ниже указан образец составления пояснительной записки к учебному плану по дополнительному образованию ОУ.

Пояснительная записка к учебному плану по дополнительному образованию
Государственного бюджетного образовательного учреждения
ОУ № _____
на 20__-20__ учебный год

Настоящий учебный план дополнительного образования ГБОУ ОУ № ___ разработан на основе:

  • Конвенции о правах ребенка;
  • Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Типового положения об образовательном учреждении;
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • Программы развития школы;
  • Образовательной программы школы;
  • Устава школы;
  • Лицензии № _____________;
  • Материально- технической базы учреждения;
  • Социального заказа родителей и учащихся (при необходимости добавить).

Система дополнительного образования ОУ № _____ ставит цель: (указать)

Ставит следующие задачи: (перечислить)

Система дополнительного образования в центре образования функционирует в течение учебного года. Создаются условия для непрерывного процесса (урочного, внеурочного) развития творческой личности.

Учебный план составлен с учетом возрастных особенностей детей. Предусмотрены как групповые занятия, так и индивидуальные. Деятельность детей осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам.

Занятия проходят в свободное от основной учебы время, учащимся предоставляются возможности сочетать различные направления и формы занятий, переходить из одной группы в другую. Учебно-воспитательный процесс проходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности.

На дополнительное образование по учебному плану отведено ___ часа. В 20__-20__ учебном году дополнительное образование организовано по следующим направленностям, согласно полученной лицензии ОУ: (указать направленности и перечислить в рамках каждой направленности форму и название объединения)

Для отслеживания результатов деятельности учащихся в объединениях дополнительного образования проводятся мониторинги, анкетирование, тестирование, собеседование и т.д. Хорошим показателем работы является участие детского объединения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, конференциях, выставках, фестивалях и т.д.

Через договор о сотрудничестве с......(название организации), реализуется потребность учащихся II и III ступени в занятии __________. Откликаясь на социальный заказ родителей в 20__-20__ учебном году, ОУ предоставлены дополнительные образовательные услуги для _____ классов – .......(предмет по программе, название программы). Привлечены специалисты.......(название УДОД) для занятий ______________________. Занятость детей 1-11 классов дополнительными образовательными услугами в конце 20__-20__ учебном году (предыдущий учебный год) составила - ___% от общего количества учащихся школы. На начало 20__-20__ учебного года – ____% (текущий учебный год).

  • достижениям мировой культуры, российским традициям;
  • соответствующему уровню образования;
  • направленностям дополнительных программ;
  • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля образовательного процесса (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения.

Списки используемой литературы, методических пособий, познавательной литературы для учащихся, материально-техническое оснащение занятий прописываются педагогом в каждой образовательной программе индивидуально.